Новости Волгоградской митрополии

Слушайте и не говорите, что не слышали! Рождественские паремии

5 Января 2024

Фрагмент фрески Рождества Христова в Александро-Невском соборе г. Волгограда

Каждый год накануне праздника Рождества Христова, в Сочельник, во всех православных храмах прочитываются восемь особых рождественских паремий – чтений из Ветхого Завета, содержащих пророчества о рождении Спасителя. Не все бывают на этой длинной службе, но не лишне знать, когда она происходит. В этом году Рождество приходится на воскресный день, и Великая вечерня, на которой читаются паремии, служится накануне в субботу, 6 января, ближе к полудню – вслед за Литургией Иоанна Златоуста.

Находясь внутри Церкви, в вечностном поле Праздника, на этой службе мы можем слышать и понимать читаемые пророчества прежде всего не как напоминание о событии, произошедшем в человеческой истории более 2000 лет назад, а как явление Божией воли и Божьего чуда лично нам (и всем нам собравшимся, и всему миру).

Первая паремия – это самое начало книги Бытия, вплоть до третьего дня творения (Быт. 1, 1–13). О том, что было «в начале». С этих же слов начинается и Евангелие пасхальной ночи, а с него – и весь круг евангельских чтений: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть» (Ин. 1: 1, 3). Так соединяются Ветхий и Новый Заветы, указывается на осуществление Предвечного замысла Святой Троицы в Рождении Спасителя.

Вторая паремия – из книги Чисел (Числ. 24:2–3, 5–9, 17–18), где повествуется о том, как некий пророк Валаам, нанятый языческим царем, чтобы проклясть израильтян, против своей воли вместо проклятий воспел хвалу Израилю. В том гимне, что вырывался из груди Валаама, есть слова о грядущем Мессии – Спасителе мира: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля».

Третья паремия воспроизводит именно то пророчество, которым ответили Ироду его советники – из книги пророка Михея (Мих. 4:6–7; 5:2–4). «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (5:2).

Четвертая, из пророка Исаии (Ис. 11:1–10), сразу напоминает нам дорогой сердцу напев ирмосов Рождества Христова, которые поются на протяжении этого поста на утренях праздников и воскресных дней:

«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия…»

Напомним: Иессей – это отец царя Давида, и речь, соответственно, о его потомке. Вспомним, как нередко в Евангелии взывали к Иисусу: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!» А далее пророк Исаия живописует тот подлинный, глубочайший мир, который принесет на землю Спаситель, восстановив райскую гармонию:

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком…. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи… ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море».

Пятая паремия – пророчество из Книги Варуха, читаемое от лица пророка Иеремии (Вар. 3:36–38; 4:1–4). «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми».

Шестая паремия – эпизод из книги пророка Даниила, когда тот раскрывает царю Навуходоносору значение сна о «колоссе на глиняных ногах» (Дан. 2:31–36, 44–45). «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан. 2: 34–35).

Образ Камня, который оторвется от горы без содействия рук («Камня нерукосечного») – указание на сверхъестественное рождение Спасителя от Девы Марии. «Камень же есть Христос», и этот Камень крушит все идольские царства и образует «великую гору» – распространившуюся на весь мир Церковь.

Седьмая паремия – это текст, который не однажды звучит в предрождественских службах. Точно так же в виде паремии он прозвучит на Царских часах (в этом году – в пятницу, за день до сочельника), на 9-м часе (Ис 9:6–7). А еще эти стихи мы услышим почти в начале ночной службы самого праздника – на Великом повечерии, когда поется «С нами Бог!» (и повторяется в завершении каждого стиха).

«Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела…» (Ис. 9:6–7). Позже на службе прозвучит в кондаке Рождества Христова: «Отроча Младо – Превечный Бог!»

Последняя, восьмая паремия в навечерие Рождества Христова, тоже из пророка Исаии (Ис. 7:10–16; 8:1–4, 8–1), содержит самое знаменитое пророчество о Рождении Христа – то самое пророчество, которое приводит евангелист Матфей в подтверждение рассказа о Рождестве Христовом:

«А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1, 22–23).

Блаженный Иероним, Григорий Богослов и другие святые отцы писали о том, что Христос родился, пришел в этот мир, чтобы затем духовно родиться в сердце всех верных христиан.

Апостол Павел также пишет, что Христос для того и пришел на землю, чтобы изобразиться в каждом из верных (см. Гал.?4:19). Христос рождается в душе человека, когда он становится образом и подобием Господа; такой человек делается «богом по благодати».

О каждом из библейских пророчеств есть глубокие святоотеческие толкования, все они легко доступны в сети, и стоит их изучить Рождественским постом, до наступления праздника.

Но главное – внимать им в самом праздновании, открыв им сердце и ум – прежде всего сердце. Тогда премудрые пророчества скажут каждому из нас что-то невыразимо важное и бесконечно радостное и помогут войти в Рождество Христово, осуществляющееся в вечности.

Источник: Милосердие.ру