Новости Волгоградской митрополии

В день установления Таинства Евхаристии митрополит Феодор совершил Литургию в Казанском соборе

29 Апреля 2021

Сегодня, 29 апреля 2021 года, в Великий Четверг Страстной седмицы, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Вечерню в соединение с Божественной литургией святителя Василия Великого в Казанском кафедральном соборе г. Волгограда.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Волгоградской епархии протоиерей Николай Пичейкин, благочинный приходов Сарептского округа протоиерей Сергий Тюпин, благочинный приходов Ельшанского округа протоиерей Николай Бабак, благочинный приходов Бекетовского округа протоиерей Алексий Зимовец, благочинный приходов Городищенского округа иерей Алексий Суханов, благочинный приходов Сталинградского округа иерей Олег Иващенко, благочинный приходов Северного округа иерей Дионисий Прозоров, настоятель собора протоиерей Алексий Кузнецов, игумен Христофор (Казанцев), протоиерей Константин Сибиль, иерей Александр Кабанов, иерей Владимир Бобров.

После Божественной литургии Владыка совершил чин умовения ног.

Чин умовения ног — древнее богослужебное последование, совершаемое в Страстной Четверг. Архипастырь, по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги двенадцати священнослужителям, в знак смирения и служения народу Божию.

Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Александр Кабанов.

Православные верующие очень любят и чтут службу Великого Четверга, наполненную прекрасными текстами о Таинстве, дающем нам Жизнь Вечную.

В завершение богослужения митрополит Феодор обратился к собравшимся с архипастырским словом. Он поздравил всех с Великим Четвергом, с днем установления Таинства Святой Евхаристии: «Этот праздник по праву может почитаться наряду с двунадесятыми праздниками, потому что, вкушая Божественное Тело и Животворящую Кровь, мы, по слову нашего Учителя, становимся с Ним единой частью.

Подходя к Святой Чаше, мы должны задаться вопросом: какой я ученик? Ибо было двенадцать ближайших учеников, но один из них был предателем. Он предал своего Божественного Учителя изощренным способом — через целование. То есть, он имел такой доступ к Христу, такую близость, такое доверие и такое коварство…

Каждый из нас хотел бы иметь часть со Христом, но не каждый может подражать Ему в Его терпении, смирении, кротости и любви.

Мы вспоминаем, как Христос со Своими учениками возлег в горнице, чтобы отпраздновать Ветхозаветную Пасху, и Он — Начальник трапезы, Господин — возлежал во главе стола, как и полагалось законами и правилами того времени, возносил особые молитвы прежде, чем принять ту или иную пищу.

По традиции, всем лежащим слуги омывали ноги, потому как на востоке ходили в сандалиях, и по дорогам  пустыни они быстро загрязнялись. Любой входящий в дом гость воспринимал от слуг хозяина это братское омовение. Но здесь Христос изменяет традицию, изменяет устав и делает то, что непонятно для Его учеников и апостолов: Он Сам, как слуга, встаёт и начинает мыть им ноги. Все молча недоумевают, но горячий Петр не может смириться и говорит: не умоешь ног моих вовек. В этом есть и человеческое тщеславие, и гордость, но Христос кротким возражением отрезвляет Петра: если не умою тебя, не имеешь части со Мною (Ин. 13:8). Испугавшись, Апостол восклицает: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. (Ин. 13:9), потому что я хочу весь принадлежать Тебе.

Иисус отвечает: Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь (Ин. 13:10). Омыты Его слезами, Его молитвой, Его служением, а значит, чисты, и нуждаются только в очищении ног, в прообраз будущего евангельского благовествования. И вы чисты, но не все — замечает Мессия, зная, что среди них есть предавший Его. Но и ему Христос омывает ноги, и его сажает за трапезу и кормит из рук Своих. Но что происходит с предателем?

Вместо осознания своего греха и преступления, вместо покаяния и исправления он ожесточается сердцем. И не соглашается внутри себя мыть кому-то ноги, потому что он ждет только одного: когда же все будут мыть ноги ему. Потому вместе с куском хлеба, омоченном в солило, входит в Иуду дьявол.

Подходя к Чаше Святой Евхаристии, дорогие братья и сестры, кто мы такие, как не ученики и апостолы Христа? С каким сердцем, с каким чувством мы приходим к этому Божественному Великому Таинству? Нет ли в нас осуждения, нет ли злобы, таящейся в нашем сердце? Каждый должен испытать себя, чтобы ему не причаститься так же, как и Иуде.

Оптинский старец иеросхимонах Амвросий рассказывал такой случай, как некая женщина благочестивой жизни, во множестве творила милостыню и другие добрые дела, но при этом считала себя лучше других и ожидала от Бога себе особых милостей и снисхождения.

И, несмотря на её великое заблуждение, Господь снизошел к ней с высоты. Она увидела во сне Господа своего Иисуса Христа в окружении множества людей. Все с трепетом стремились получить от Него благословение, хотя бы прикоснуться к ризам, но Он Сам подзывал к Себе по имени тех или иных людей.

Подходили к нему самые простые, бедные и не знатные люди. И вот, в этой толпе народа оказалась и наша героиня и все ждала: когда же Господь её позовёт, когда же на неё обратит внимание? Когда же она покажет всем, что она достойна особой милости у Бога?

Но Христос звал всех, только не её. И вот, все подошли, и Он развернулся уходить.

Она осталась незваной и бросилась к Нему в ноги, осознав глубину своего греха: «Господи, прости меня, — плакала она. — Я-то ведь хуже всех, а возомнила о себе нечто». И Господь, уже, казалось бы, уходивший, повернулся к ней, с великой любовью взглянул на неё, поднял с земли, благословил и сказал: Вот так и нужно всегда молиться.

И мы, братья и сестры, не должны считать себя лучше других, что бы мы с вами не сделали, ибо всё доброе, что у нас в жизни есть, это от Господа, а всё злое, что в нашей жизни есть, это уже от нашего произволения.

Так поблагодарим Бога за Его неизреченную милость и благодать, которая даёт нам возможность совершать добрые дела и благодеяния, но не будем забывать своих грехов, своей нищеты, своей мерности, то есть ограниченности, и всегда взывать подобно сей жене: Господи, я-то ведь хуже всех человеков! Помилуй меня грешного.

Дай Бог, братья и сестры, в этот спасительный день и во всякий день нашей жизни достойно и неосужденно приобщаться Святых Христовых Таин, быть всегда Богоносцами и Христоносцами в нашем сердце, в нашем уме, в нашей жизни, в наших делах и поступках».