Новости Волгоградской митрополии
2 октября — память благоверных князей Феодора Ростиславича Черного, Смоленского, и чад его, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев
Святой благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в годы монгольского нашествия, около 1237–1239 года, и был в Крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитаемого русскими князьями-воинами. Он был третьим сыном князя Ростислава.
Когда ему было примерно два года в 1240 году после смерти отца братья при разделе наследства оставили ему один маленький Можайск. Там он вырос, женился на дочери ярославского князя Василия и сам стал ярославским князем. У него родился наследник — сын Михаил, которого, когда Федор овдовел, взяла на воспитание его теща, княгиня Ксения.
Самому князю было не до того — он воевал в союзе с татарами против осетин, три года прожил в Орде, подружился с ханом Менгу-Темиром и его женой… А когда вернулся в Ярославль, ярославцы не пустили его в город : «не прияша его во град, но рекоша ему: “Сей град княгини Ксении, и есть у нас князь Михайло”».
Пришлось вернуться в Орду, где хан не только отдал князю в жены свою дочь и, значит, фактически признал его ровней, но и по сути признал православие полноправной религией — ведь перед венчанием его дочь должна была принять Крещение.
Впрочем, стараниями Александра Невского и митрополита Кирилла в столице Золотой Орды Сарае еще в 1261 году была учреждена епархия Русской Православной Церкви, и князь Федор немало потрудился, прививая ордынцам русские обычаи, нравы и благочестие.
Но когда в 1290 году пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его первый сын, князь Михаил преставился, князь с двумя родившимися в Орде сыновьями, наученный горьким опытом, отправился в свой удел не только с ханским ярлыком, но и большим отрядом татар. И не ошибся: утверждать свои законные права пришлось силой. А вот покняжить в родном Смоленске, хоть после смерти братьев он и считался великим князем Смоленским, ему так и не пришлось: в 1297 году он попытался было отбить город у захватившего его племянника, но ничего из этого не вышло.
В 1300 году князь Федор заболел, велел перенести себя в Спасо-Преображенский монастырь и принял схиму. А перед этим приказал вынести себя на монастырский двор, куда набилось множество ярославцев. «И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него — всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми». А на следующее утро умер.
В 1463 году ярославское духовенство хотело было перезахоронить останки князя Феодора и его сыновей Давида и Константина, неизвестно с какого времени покоившиеся без особого почитания в одной гробнице. Но когда склеп вскрыли, начали совершаться чудеса. Дали знать Ростовскому епископу, тот прислал протопопа для расследования, и в 1467 году святым князьям — первым уроженцам Ярославской земли — было установлено церковное празднование. И тогда же по поручению митрополита Московского Филиппа иеромонах Антоний составил их житие.
В 1989 году мощи святых Феодора, Давида и Константина из Ярославского музея-заповедника, где они находились в годы советской власти, перенесли в Ярославль. Там они и покоятся сегодня в новом Успенском соборе.
По материалам ФОМА.ру