Новости Вологодской митрополии

16 Января 2014

#gallery-1 { margin: auto; } #gallery-1 .gallery-item { float: left; margin-top: 10px; text-align: center; width: 33%; } #gallery-1 img { border: 2px solid #cfcfcf; } #gallery-1 .gallery-caption { margin-left: 0; }


Настоятель архиерейского Покровского подворья в Вологде протоиерей Александр Лебедев накануне празднования Крещения Господня побеседовал с нашим корреспондентом.

- Богоявление, Крещение Господне – один из тех очень не многочисленных дней в году, когда оказывается, что верующих на Руси много. По крайней мере, так кажется, судя по толпам людей, которые приходят за святой водой, на водосвятные молебны. По Вашему мнению, можно ли воспринимать это количество людей у иордани как признак действительно увеличивающегося воцерковления русского народа?
- На мой взгляд, это можно рассматривать, как один из признаков растущего воцерковления русского народа. Правда, в последнее время явного увеличения количества людей, присутствующих на чинах водосвятия, я не наблюдаю. В чем наблюдается рост, так это в количестве людей, которые хотят искупаться в этот зимний день, которые специально выезжают на источники. Да, я замечаю, вижу собственными глазами, что интерес к празднику растет – за десять лет людей стало в разы больше на таких торжествах, молебнах.
Это может отражать не столько степень воцерковления русского народа, сколько его возросший интерес в целом к Церкви. Кроме того, это говорит и о возрастании интереса людей к традиционным ценностям, в том числе, к здоровью: проще говоря, люди захотели жить, им надоело унывать. Здоровый образ жизни – это уже не простой набор слов, а какая-то ценность, которой люди начали дорожить, и таких людей становится все больше. В данном случае, на мой взгляд, то, что Церковь предлагает для душевной и телесной помощи человеку, тоже воспринимается в этом контексте, как способ оздоровления души и тела. С этого, во всяком случае, у многих начинается их вхождение в жизнь Церкви, чтобы потом стать гораздо более осознанным. Затем среди многих, которые постоянно присутствуют на таких церковных торжествах, растет осознание, осмысление происходящего. Те, кому было просто интересно попробовать, – те попробовали и отошли. А есть те, и их немало, которые перестают это воспринимать как какую-то интересную водную процедуру, и уже по-настоящему, серьезно размышляют над смыслом происходящего и над своей жизнью. Просто невозможно быть на водосвятном молебне, чтобы его молитвы или что-то другое по-доброму не затронуло твое сознание – так или иначе, какая-то часть произносимых молитв все-таки задевает сознание человека. Тот, кто из года в год участвует в молебнах, постепенно воцерковляется – такие случаи мной лично наблюдались и наблюдаются.

- Осознанно ли это участие в водосвятии на Богоявление, на Ваш взгляд, или же это не больше, чем конформизм, а то и обычное язычество (мол, «все так делают, и я пойду» и «святая вода от многих бед спасет» – без всякого моего личного участия)?
- Тут всего понемножку. Если расспросить людей, которых мы видим в этот день в церкви, то мы увидим, что здесь присутствует все перечисленное: есть вдумчивые люди, осознающие значение праздника, есть случайные, есть ищущие только здоровья, есть, которые, «как все» – тут будет «срез» отношения нашего общества к Богу. А оно, это отношение, разнообразное.

- Ваше мнение, как священника – необходимыми ли являются купания и обливания на Крещение Господне?
- Необходимости в этом нет, другое дело, что я не вижу причины бороться с этим явлением. Если говорить о причинах, о мотивации людей, которые стремятся побывать в этот день в иордани, то здесь, на мой взгляд, основным является стремление соприкоснуться со святыней. Кто что от нее ожидает – это дело второе, но явление такое есть: полностью погрузиться в святыню, соприкоснуться с ней. Ну, есть такое желание у несовершенного человека: все сделать «по-настоящему», «всмаделишно». И я лично не вижу причин препятствовать такому желанию несовершенного человека. Другое дело, и тут можно говорить не только о святой воде, но и о любой святыне, что если мы будем бояться, что люди начнут воспринимать святыню как нечто, по нашему мнению, недолжное, мы должны тогда вообще прекратить их любое общение со святыней. Ведь нет никакой гарантии, что все, решительно все употребляют святую воду с «обычного» водосвятного молебна с должными благоговением, страхом и трепетом. Или освященное во время соборования масло. Как человек к святыне относится – как к святыне или профанирует – мы же не можем отследить. Если мы встанем на этот путь «дозирования» святости, то мы зайдем в тупик: какие мы будем требования предъявлять к человеку, что считать осознанным употреблением святыни, что нет. Тут, на мой взгляд, стоит положиться на здравый смысл, на искренность желания приобщиться к святыне. Глубже заглянуть в человеческую душу мы не можем, да и не надо, наверное.

- Правда ли, что вся вода в этот день – святая? Что вообще значит – святая вода?
- Это правда. В чине Великого водосвятия звучат молитвы, свидетельства о том, что «Днесь вод освящается естество». С точки зрения физики, почти все водоемы на Земле являются сообщающимися сосудами, поэтому, действительно, вода освящается вся, целиком, везде – в каком бы источнике мы ее ни зачерпнули в этот день, она – святая. Тому есть множество свидетельств. Во времена советских гонений на Церковь многие люди так и поступали: в ночь на Крещение Господне набирали воду, и она обладала всеми свойствами, которые есть у святой воды. То есть, она не портилась в течение года, ничего с ней не происходило, люди ее употребляли и получали духовную и физическую польщу и утешение.

Само сочетание «святая вода» означает, что с этой водой Бог связывает какое-то Свое действие. Другое дело, что по отношение к каждому конкретному человеку действие это может быть различным. Как одно и то же лекарство людям в разных состояниях может или повредить, или помочь, так и святыня: она действует на человека в зависимости от его, человека, духовного состояния. Благодать Божия связана с этой водой – давайте будем стараться быть достойными этой благодати!

Беседовал Петр Давыдов