Новости Вологодской митрополии

12 Апреля 2014

WEB_Новгород_15_век WEB_Дечаны_Сербия WEB_1477_КБМ_празд_ряд_Успенского_соб
WEB_Фреска-монастыря-Дионисиат_АФОН

Переходящий двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) отмечается в воскресенье, предшествующее Пасхе. Нынче это 31 марта/13 апреля, следующий день после Лазаревой субботы.

После чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался идти в Иерусалим, многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом. Первосвященники же иудейские, негодуя, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию.

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне.

Праздник Входа в Иерусалим называется также Неделей ваий (от древнегреческого вайя – пальмовая ветвь). В России пальмы не растут, и единственное дерево, на котором к этому времени почти повсеместно появляются почки, – это верба; с веточками вербы принято приходить в храм, их освящают, а потом сохраняют до следующего Вербного воскресенья, благочестиво помещая рядом с иконами. Другое название праздника – Вербное воскресенье.

По словам митрополита Антония Сурожского, «вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца – и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, – до готовности жить для любви и умереть от любви». И так было, увы, не только во времена Христа. «Под Вербное воскресенье шли по дороге с гармониями и ругали Бога и Богородицу и веру – все! Я спросил: «Кто эти люди? – Свои же люди, самые православные, сейчас они ругают Бога, а родится дитя, идут к попу и кланяются: окрести!» – писал с горечью в своем дневнике писатель Михаил Михайлович Пришвин.

Праздник Входа Господня в Иерусалим, считает известная церковная публицистка Мария Свешникова, – «это тот самый момент, когда стоит задать себе вопросы: «Во что, в кого я верю? За кем готов последовать? Что для меня является моментом истины?»Праздник одновременно светлый – и трагический.

Главное чувство Вербного воскресенья – ощущение радости со спрятанной в ней печалью, когда страшишься горя, которое предстоит перенести, – но все-таки знаешь, что именно Крест Христов поможет каждому из нас обрести счастье Вечной Жизни.

Пресс-служба Вологодской епархии/По материалам православных сайтов