Новости Вологодской митрополии

15 Мая 2014

WEB_IMG_1091

Как уже сообщал наш сайт, в день памяти великого духовного писателя святителя Игнатия Брянчанинова, 30 апреля/13 мая, архиепископ Максимилиан совершил Божественную литургию в Покровском храме села Покровского, где находится родовая усадьба Брянчаниновых. По окончании богослужения Владыка произнёс архипастырское слово.

«Сегодня мы вспоминаем день кончины святителя Игнатия Брянчанинова, – начал проповедь архиепископ Максимилиан. – Кончина принесла много горя его духовным чадам. Одна из них – София Ивановна Снессорева – очень переживала, что осталась без духовного руководства. В одну из бессонных от переживаний ночей, под утро, она забылась коротким сном, в котором ей явился святитель Игнатий, в монашеском облачении, молодой, энергичный, красивый. И обращаясь к ней, он сказал: «Думай о смерти! Все земное – только сон. Все, что написано мною в книгах, все истина». Затем сказал ей немного о будущей загробной жизни грешников и закончил так: «Молитесь непрестанно! Все истина, что написано в моих книгах. Отложите земное попечение, только о душе заботьтесь!»

Владыка подчеркнул, что святитель Игнатий сказал своей духовной дочери то, о чём он писал в своих книгах: «Творения святителя Игнатия – квинтэссенция творений всех святых Отцов Церкви,  которые святитель изучил».

Двадцать – тридцать лет назад разговор о загробной жизни, отметил Владыка Максимилиан большинство людей назвали бы бредом, фантазиями больного воображения. Но сейчас наука подтверждает, что после смерти человека некая субстанция продолжает жить в другом измерении, что она ощущает себя как личность. Есть немало свидетельств клинической смерти, подтверждающих факт загробного существования души. В книгах доктора Раймонда Моуди подробно описаны эти свидетельства; правда, Моуди привел только те, что касаются только положительных переживаний. Позже доктор Морис Роулингс собрал и опубликовал свидетельства людей, которые в состоянии клинической смерти оказывались в ужасных условиях, их переживания были ужасны.  Это были люди, которые пытались покончить жизнь самоубийством, а также те, кто жил неправедно. После возвращения к жизни многие них в корне меняли свою жизнь, начинали творить добро.

«То, что видела и переживала одна из духовных чад святителя Игнатия, – это реальность, – отметил архиепископ Максимилиан. –  Святитель Игнатий  сказал Софье Ивановне, что в его книгах есть ответ на вопрос: «Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Начало обращения ко Христу, как говорится в книгах святителя Игнатия. – это познание своей греховности, немощи, несостоятельности». При таком взгляде на себя человек познает нужду в Искупителе, понимает, что ему нужен помощник для исправления себя. Не осознающий своей погибели, своей греховности не может уверовать во Христа и быть христианином. «К чему Христос тому, кто сам разумен и добродетелен, кто считает себя достойным всех наград небесных и земных?!», – пишет святитель Игнатий. И бесы веруют и трепещут, но они не становятся на путь спасения. Только тот, кто видит свое несовершенство, страдает от него, стремится преодолеть свои немощи, тот встает на путь спасения.

Архиепископ Максимилиан подчеркнул: «Мы можем внешне исполнять обряды, но это не делает нас христианами. Вспомним притчу о мытаре и фарисее. Уважаемый всеми фарисей исполнял Закон, но делал это только внешне. А мытарь, презираемый всеми евреями, вышел из храма более оправданным, чем законник. У мытаря было осознание своей слабости, а у фарисея – самодовольство. Если будем исполнять только внешние обряды – будем как этот фарисей. В Евангелии сказано: «Не здоровые имеют нужду во враче, а больные». Кто считает себя здоровым, к тому Спаситель не придет и не исцелит его от греха. А придет к тому, кто нуждается в Нем, осознающему свои немощи».

Познание себя – первый шаг ко спасению. Петр Дамаскин писал: «Начало здравия души – видение своих грехов во множестве как песок морской». Кто из нас может сказать, что он так видит свою душу? А именно с этого и начинается вера. Святитель Игнатий продолжает далее: «Смирение, рожающееся из познания своих грехов, и покаяние – единственные условия, при которых приемлется Христос». Если у нас нет смирения, нет покаяния, нет обращения к Богу – мы не христиане. Только тогда, когда мы увидим свои грехи, тогда  мы начинаем делать первые шаги ко Христу.

«В одной из молитв святителя Иоанна Златоуста перед причащением говорится о том,  что Господь принимает грешников, но только через покаяние, – сказал Владыка Максимилиан в заключение своей проповеди. – Таким путем шли святые, таким путем призывал нас идти ко Христу святитель Игнатий. Тогда мы не услышим слов Спасителя: «Не знаю вас!» Надо стараться исполнять заветы святителя Игнатия, тогда у нас будет надежда наследовать жизнь вечную. Аминь».

Пресс-служба Вологодской епархии
Фото Андрея Сальникова