Новости Вологодской митрополии

31 Мая 2014

 

Совсем скоро, 8 июня, наступит День Святой Троицы – Пятидесятница. Один из важных моментов праздничного богослужения – коленопреклонённые молитвы. Заметим, что с Пасхи церковные службы преклонение колен на церковных службах отсутствовало.

Ректор Вологодского православного духовного училища протоиерей Алексий Сорокин, настоятель храма святого праведного Лазаря Четверодневного, беседует с читателями о долгожданных земных поклонах, которых строгий церковный устав возвращает в богослужение.

- Батюшка, объясните, пожалуйста: с одной стороны – Пятидесятница, огромнейшее торжество, день рождения Церкви, храмы украшены, все рады, как и на любом дне рождения, даже человеческом. А нынче – самый главный день рождения: корабля нашего спасения и, можно, наверное, сказать, день нашего духовного рождения. Тогда почему строгий, разумный, спокойный и логичный церковный устав, который, как проверено веками, тысячелетиями, по определению, ничего лишнего, неразумного не посоветует, так настойчиво предписывает христианам коленопреклоненные молитвы? Вряд ли кто-нибудь потребует от гостей, которых он пригласил на собственный день рождения, не коленопреклонения, конечно, но, даже какого-нибудь извинения? Итак, почему церковный устав настаивает на коленопреклоненных молитвах?

- В сравнении дня рождения Церкви с днем рождения человека заключается главная «коварность» этого сравнения самого по себе. Мы привыкли относиться к дню рождения, к другому празднику, как к такому событию, которое «должно делать человеку приятно». В Церкви значение праздника включает в себя, прежде всего, момент назидательный, поучительный. Дать нечто для размышления, пищи и труда души, отвлекаясь от суеты обычных житейских дел. Да, конечно, в нашей традиции праздник Пасхи связан с народными гуляниями, праздник Рождества Христова связан с поздравлениями и подарками, это всё понятно. Но, тем не менее, нужно стараться за всей внешней стороной не упустить внутреннее содержание самого праздника, и это самое главное, не так ли? И день Пятидесятницы – это не просто «воспоминание» дня рождения Церкви, а это, прежде всего, осознание человеком своего места в Церкви и того, что он сделал, чтобы идти по пути к спасению.

- В этом, и кроется кажущаяся на первый взгляд сложной загадка строгости церковного устава?

- Человек, видя себя на пути спасения немощным, слабым, грешным, просит, чтобы Дух Святый, данный Богом Его Церкви, не отходил от нас, укреплял нас, исцелял нас от наших немощей и духовных страстей. Именно об этом говорится в коленопреклоненных молитвах. Это противоречие снялось бы, если бы люди знали текст молитв, которые мы читаем во время вечерни Святой Пятидесятницы. Если мы откроем, вчитаемся внимательно в текст молитв, то увидим ответ на этот вопрос и разрешим многие недоумения. Вот, взгляните: «Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме непостижиме, неизследиме, непременне, непобедиме, неизчетне, незлобиве Господи… приими нас, припадающих Тебе, и вопиющих: согрешихом, к Тебе привержени есмы от утробы, от чрева матере нашея, Ты еси Бог наш. Но яко исчезоша в суете дние наши, обнажихомся Твоея помощи, лишихомся всякаго ответа, но дерзающе на щедроты Твоя, зовем: грехи юности нашея и неведения не помяни, и от тайных наших очисти нас, и не отрини нас во время старости, внегда оскудети крепости нашей: не остави нас, прежде даже нам в землю не возвратитися, сподоби к Тебе возвратитися, и вонми нам благоприятием и благодатию. Возмери беззакония наша щедротами Твоими, сопротив постави бездну щедрот Твоих множеству согрешений наших. Призри с высоты святыя Твоея Господи, на предстоящия люди Твоя, и чающия еже от Тебе богатыя милости. Посети нас благостию Твоею, избави нас от насильства диаволя: утверди живот наш святыми Твоими и священными законы. Ангела, верна хранителя пристави людем Твоим, всех собери в Твое Царствие. Даждь прощение уповающим на Тя: остави им и нам грехи. Очисти нас действом Святаго Твоего Духа: разруши яже на нас козни вражия». Ох, если бы мы только были внимательнее на службах! Каким бы сокровищем Православия мы обладали!
- Значит, основной смысл молитв на вечерне Пятидесятницы – это осознание человека своего незавидного духовного состояния?

- Относительно христиан, живущих на земле, да: их главный смысл заключается в осознании себя человеком, который имеет возможность спасения, которому дана такая  возможность и который имеет все средства для спасения. Но мы по своей лености, немощности, суетности этим пренебрегаем и попадаем в такие страшные ловушки, которые нас отдаляют от Бога. И вот, когда человек это видит, честно признаёт, он просит Господа, чтобы Он даровал ему силы – а силы дает Дух Святый в Таинствах – дал силы бороться с грехом. Дал силы идти по пути спасения, дал силы, укрепив наш слабый, увечный, греховный человеческий ритм жизни, для того, чтобы в нём оставаться христианином всегда и везде, во всякое время дня и ночи.

- Понятно. Тогда вопрос, который, наверное, волнует многих прихожан, да и не только прихожан, но и священнослужителей. Не кажется ли Вам, что слова этих молитв, как и других молитв, зачастую не доходят до молящихся или пытающихся помолиться людей? Слишком непонятны слова молитв, слишком тихо их читают, или, что еще страшнее, слишком много суеты и веточек, которые «непременно надо освятить», и в этом, по мнению многих, заключается главный смысл сегодняшнего праздника. Не заслоняет ли собой зачастую обряд содержание? Гораздо больше внимания уделяется внешнему – этим самым пресловутым веточкам – нежели внутреннему, о чем как раз вы и говорили?

- Веточки тоже необходимы, чтобы человеку на глазах показать животворящее действие Духа Святаго. Мертвая, казалось бы, ветвь, которая осенью, зимой выглядит совершенно безжизненной, с наступлением весны начинает расцветать, цвести, выходят листья и потом выходят плоды. Вот эта зелень древес, она напоминает нам о животворящем действии Духа Святаго на человеческую иссохшую душу. Хотя, конечно, это только внешнее напоминание о внутреннем делании. И, конечно, бывает очень обидно, когда суета в храме отвлекает людей от молитвы. Сложно представить, если в каком-то большом соборе, особенно если нет усиливающей аппаратуры, в конце храма кто-то услышал бы, что там читает священник или архиерей, стоя на коленях в Царских вратах. Поэтому, наверное, есть какой-то смысл распечатывать тексты этих молитв на церковнославянском языке, давать прихожанам, особенно постоянным прихожанам, которые понимают, что такое духовная жизнь, которые искренне следят за ней, переживают и каются в своих грехах, радуются Церкви, чтобы они знали тексты этих молитв. Ведь печатается, скажем, отдельным изданием покаянный канон преподобного Андрея Критского. Мы видим, что в храмах многие миряне внимательно следят за чтением священника, тем самым компенсируя все наши человеческие слабости – голос, дикцию, невнимательность, что-то еще. И в этих изданиях есть и определенного рода объяснения, бывает и перевод. То есть, такие справочные издания для того, чтобы глубже понять смысл молитв и для молитв Святой Пятидесятницы, хорошо бы предусмотреть. Это молитва, читаемая лицом к народу, вслух, тут нечего скрывать от народа. Тем более, что есть еще одна сторона содержания молитв Святой Пятидесятницы, и она связана с молитвой об усопших с тем чувством любви, которое Церковь являет перед Богом о тех, кто уже не с нами, а перешел в мир иной и для своего спасения уже ничего сделать не может. Только мы здесь, на земле, можем им помочь в их посмертной участи.

Говоря о молитвах, восхваляя милость Божию, Его промысел и путь, который ради нашего спасения Господь совершил, Церковь обращается к Нему с удивительными словами: «…Ты славы присносущныя Господи, и Отца Вышняго Сыне возлюбленный, присносущный Свете от присносущнаго Света, Солнце правды, услыши нас молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочиих сродник по плоти, и всех своих в вере, о нихже и память творим ныне, яко в Тебе всех держава, и в руце Твоей содержиши вся концы земли. Владыко Вседержителю, Боже отец и Господи милости, рода смертнаго же и безсмертнаго, и всякаго естества человеческаго Содетелю, составляемаго же, и паки разрешаемаго, живота же и скончания, еже зде пребывания, и еже тамо преложения: лета измеряяй живым, и времена уставляяй смерти: низводяй во ад и возводяй: связуяй в немощи, и отпущаяй в силе: настоящая потребне строяй, и будущая полезно управляяй: смертным жалом уязвенных воскресения надеждами веселяяй…Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник, очищения убо молитвенная, о иже в аде держимых сподобивый приимати, великия же подаваяй нам надежды ослабления содержимым от содержащих я скверн, и утешению Тобою низпослатися. Услыши нас смиренных, и Твоих раб молящихся Ти, и упокой души рабов Твоих прежде усопших, на месте светле, на месте злачне, на месте прохлаждения: отонудуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание и учини духи их в селениях праведных, и мира и ослабления сподоби их: яко не мертвии восхвалят Тя Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе: но мы живии благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».
Как видим, здесь есть такие слова, которые можно отнести и к ходатайству за бедных самоубийц.

- Эти молитвы имеют смысл, когда их знают, как и любые другие молитвы, которые человек читает в храме, не так ли?

- Конечно. Есть соответствующая поясняющая литература для людей, желающих узнать богатое сокровище православного богослужения. Ведь, в самом деле, неразумно же стоять у богатого стола, который принадлежит тебе по праву, который для тебя накрыли и куда тебя ежедневно приглашают, но, ссылаясь на занятость, непонятность текстов или на что там ещё, упорно питаться чёрствыми и плесневелыми корками.

- Практика показывает, что многие прихожане – как раз те самые, о которых вы говорили, – усердные, осознанные, постоянные, с большой радостью встречают возвращение коленопреклоненных молитв в богослужебную жизнь.

- Да. Опускание на колени возвращает нас к привычному ритму правил поклонов, принятому в церковном общении. Однако нужно помнить: мы же не всё время на службе стоим на коленях. Даже после Пятидесятницы. Если говорить о поклоне, – что он означает? Его символическое значение – это напоминание о восстановлении человека во Христе. Мы на колени падаем, показывая наше падение. Нравственное падение. Но, встаем с колен, потому что нас Христос призвал встать с них. И это – путь всей нашей жизни – мы падаем и встаём, падаем и встаём. Поэтому поклоны входят в ежедневное молитвенное правило православного человека. Причем в молитвослове есть указание: «И поклоны елико хощеши». То есть, сколько чувствуешь ты своё недостоинство, столько ты совершаешь этих поклонов и столько же раз надеешься на милость Божию. Поклон – это ведь не только рабское поклонение, но ещё и момент, связанный с восстанием. Кстати, вспомните: ведь «восстание» по-гречески – «анастасис», то есть воскресение: есть о чём задуматься, причём ежедневно. Каждый поклон земной – это напоминание и о грехопадении, и о возрождении человека через Воскресение Христово. А то, что мы стоим на коленях в Пятидесятницу – это просто понимание того, что мы без Бога – вот такие и есть, а Дух Святый, Который нисходит во время Пятидесятницы, он нас возводит на путь спасения. Только бы нам не мешать Ему своими грехами.

- Благодарю вас.

Беседовал Петр ДАВЫДОВ.