Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

29 Апреля 2016
Богослужение совершено в Благовещенском кафедральном соборе.

Накануне Великого пятка митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий в Благовещенском кафедральном соборе совершил утреню с чтением двенадцати Евангелий, именуемую Уставом "Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа". Высокопреосвященнейшему митрополиту Сергию сослужили викарий Воронежской епархии епископ Семилукский Сергий и клирики кафедрального собора.

Богослужение Великого Пятка посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий (по церковнославянски - страстей) и крестной смерти Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Главное содержание утрени Великого Пятка составляет чтение 12 Евангелий - избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского. Поэтому после мирной ектении, при пении тропаря "Егда славнии ученицы" митрополит Сергий в сопровождении служащего духовенства вынес на середину храма напрестольное богослужебное Евангелие и возложил на аналой у подножия Креста.

Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на Великую Пятницу совершают утреню с пением антифонов и канона, назидаются слушанием евангельского повествования о Страстях Христовых. Ночь с четверга на пятницу – самый страшный момент Священной Истории: Христос осужден на смерть синедрионом (высшим судом, состоявшим из первосвященников и старейшин народа). Исполнилось предсказанное самим Иисусом: "Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет..." (Мк. 10, 34). Увидев своего Учителя схваченным воинами, ученики бежали, оставив Его одного перед лицом неправедных судей и мучителей…

При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пла­менную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху. После каждого из пяти первых Евангелий положены 15 умилительных антифонов, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого события. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник.

Духовной кульминацией антифонов является заключительный, 15-й антифон: "Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение".

(Перевод: "Ныне висит на древе Тот, Кто утвердил (повесил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; во лже-порфиру (для насмешки) одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение!").

В этом году настоящий антифон на богослужении в Благовещенском соборе был исполнен не только на славянском, но и еще на двух древних языках: грузинском и арамейском.

Каждый час той, единственной в истории Великой Пятницы - новый и новый подвиг искупительных страданий Спасителя. И отголосок этих страданий слышится уже в каждом слове этого богослужения - несравненного как по силе умиления и трогательности, так и по глубине безграничного сострадания к страждущему Спасителю. Святая Церковь раскрывает перед очами верующих полную картину спасительных страданий Господних: "Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится: Неосязаемый удерживается; вяжется Разрешаяй Адама от клятвы; Испытуяй сердца и утробы неправедно испытуется; в темнице затворяется, Иже бездну затворивый; Пилату предстоит, Емуже трепетом предстоят небесные силы; заушается рукою создания Создатель; на древо осуждается Судяй живым и мертвым; во гробе заключается Разоритель ада...".

В своих песнопениях Церковь, пронзенная в самое сердце объявшею ее скорбью, не может спокойно остановиться своим вниманием на чем-либо одном. Куда не обратится она мыслию, на что не устремит взор свой - везде и всюду новые и новые поводы к слезам, новые источники скорби и страдания. Возмущается сердце вероломством Иудеев, кровоточит от льстивых слов предающего Иуды, терзается страданиями Спасителя, терпящего поругание и бичевание, сокрушается при виде крестных мучений Христа. Этим потрясающим зрелищем всего совершившегося Церковь всецело объемлет верующую душу, сосредотачивает ее и устремляет единственно на созерцание креста Христова, старясь возвысить христианина до того благодатного состояния, в котором находился апостол, не желавший ничего знать, "точию Иисуса Христа и Сего распята" (1 Кор. 2: 2).

По 9-й песни трипеснца поется краткий, но полный глубочайшего сердечного умиле­ния светилен: "Разбойника благоразумного во единем часе раеви сподобил еси, Господи; и мене Древом крестным просвети и спаси мя".

Со всенощной люди возвращаются домой с горящими свечами. По старинному обычаю, копотью от пламени страстной свечи христиане изображают в своих домах кресты на притолоках входных дверей и в оконных проемах.