Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

9 Апреля 2017
В праздник Входа Господня во Иерусалим митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе

В праздник Входа Господня во Иерусалим прихожане, во множестве стекающиеся на службу, приносят с собой веточки вербы и цветы - храмы приобретают праздничный и необыкновенно радостный вид.

9 апреля, в Неделю Ваий - праздник Входа Господня во Иерусалим - митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Величественный кафедральный собор Воронежской епархии едва вместил тысячи богомольцев, спешивших с зеленеющими ветвями (ваиями) в это воскресное утро прославить своего Господа и Спасителя, грядущего во Иерусалим на добровольные страдания "нас ради человек и нашего ради спасения..."

В совершении Божественной литургии митрополиту Сергию сослужили клирики кафедрального собора.

По сугубой ектении митрополит Сергий вознес молитву о мире и преодолении междоусобной брани в Украине.

С проповедью о значении нынешнего двунадесятого праздника по запричастном стихе к молящимся обратился клирик кафедрального собора протоиерей Владимир Чернышов.

Святых Христовых Таин за Литургией причастились более 500 человек.

После отпуста Литургии было совершено славление у иконы Входа Господня во Иерусалим, расположенной на центральном аналое в середине храма: хоры пропели тропарь и кондак, а духовенство - величание праздника: "Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне".

О празднике:

Вход Господа нашего Иисуса Христа в святой город Иерусалим совершился за несколько дней до Его Крестных страданий и смерти. Жители города, услышав, что приближается Учитель и Чудотворец Иисус, воскресивший Лазаря, – умершего, четыре дня лежавшего во гробе, – в духовном восторге бросились навстречу Тому, Кого они надеялись теперь назвать своим Царем и Мессией. Господь входит в Иерусалим, сопровождаемый толпами народа:

"На другой день (после воскрешения Лазаря) множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо" (Евангелие от Иоанна, глава 12, стихи 12-18).

Люди, чувствуя величие происходившего, от избытка сердец взывали ко Христу: "Осанна!" (что значит "благословен") и постилали на Его пути зеленые пальмовые ветви. Издавна с такой торжественностью встречали царей и великих завоевателей - и теперь в возложении ветвей выразилось тысячелетнее чаяние иудеев о пришествии земного Царя, Мессии, который воссядет на престоле царя Давида, сделает иудейское царство вновь славным и могущественным во вселенной... Не только народ, даже ученики Его тогда еще не могли понять, что Царство Христа - "не от мира сего…" (Ин. 18, 36).

С тех пор миновало две тысячи лет. Но каждый год мы, подобно жителям Иерусалима, приходим встречать Христа в храмы с ветвями деревьев (по церк. слав. - с "ваиями"). В России не растут пальмы, да и другие деревья из-за суровости климата еще не распускаются. Только вербы покрываются нежными мохнатыми почками. Поэтому верба - символ весны и вместе с тем - духовного возрождения. Она таит в себе листья, но еще не выпускает их, тем самым давая понять, что наша радость от праздника Входа Господня еще не полна сама по себе, но таит в себе начатки грядущей великой Пасхальной радости!

Освященные вербы, как память о нашем участии в великом событии мы приносим в свои дома и с благоговением храним у святых икон до следующего года.

Тропарь праздника, глас 1:

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Ин тропарь, глас 4:

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Кондак праздника, глас 6:

"На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати".