Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

"Ваиа добродетелей братие, принесем Христу Богу, грядущему нас ради человечески пострадати волею..." (Стихира службы Недели ваий)

25 Апреля 2021
Накануне Недели ваий, праздника Входа Господня во Иерусалим, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе.

В канун праздника Входа Господня во Иерусалим, именуемого также Вербным воскресеньем, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора.

Богослужебные песнопения торжественно исполнял смешанный митрополичий хор под управлением регента Ильи Ижогина.

На великой вечерне была совершена лития, прилежное моление о всем мире, и освящение хлебов.

Церковные песнопения праздничной службы возносили умы и сердца молящихся к духовному созерцанию евангельского события торжественного входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим перед Его Крестными страданиями:

"Имеяй престол небо, и подножие землю, Бога Отца Слово и Сын соприсносущный, на жребяти безсловеснем смирися днесь, в Вифанию пришед. Темже дети еврейския, ветви руками держаще, хваляху гласом: осанна в вышних, благословен грядый Царь Израилев".

"Честное воскресение Твое прообразуя нам, воздвигл еси умершаго повелением Твоим, бездыханнаго Лазаря друга Блаже, из гроба четверодневна смердяща. Темже и на жребя возшед образно, якоже на колеснице носимь, языки укротевая Спасе. Сего ради и хваление приносит возлюбленный Израиль из уст ссущих, и младенец незлобивых, зрящих Тя Христе, входяща во святый град, прежде шести дней Пасхи".

"Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!" (Стихиры на "Господи воззвах").

Многократно во время богослужения звучал тропарь праздника - его воспевали попеременно духовенство и смешанный митрополичий хор:

"Общее воскресение, прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!".

При пении полиелейных псалмов митрополит Сергий и служащее духовенство вышли на середину храма, где у иконы праздника торжественно воспели величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних и мы Тебе вопием: благословен Грядый во имя Господне".

При попеременном пении величания духовенством, хором и всеми богомольцами, было совершено полное каждение храма. Затем митрополит Сергий с архиерейской кафедры возгласил евангельское зачало, повествующее о событии нынешнего праздника (текст приводится в русском переводе):

"В то время, когда приближался Иисус к Иерусалиму и пришли в Виффагию на горе Масличной, тогда Иисус послал двух учеников и сказал им: идите в селение, которое напротив вас; и тотчас найдете ослицу привязанную и осленка с ней; отвяжите и приведите Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, вы ответите, что они нужны Господу, и тотчас пошлет их. А произошло это, чтобы исполнилось сказанное чрез пророка: Скажите дочери Сиона: вот, Царь твой грядет к тебе, кроткий и воссевший на ослицу и на осленка, сына подъяремной. Ученики, отправившись и сделав, как повелел им Иисус, привели ослицу и осленка и положили на них одежды, и Он сел поверх их. И очень многие в толпе разостлали свои одежды по дороге, другие же резали ветви с деревьев и расстилали по дороге; а народ, шедший впереди Его и следовавший за Ним, восклицал: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение, и говорили: кто это? Народ же говорил: это пророк Иисус из Назарета Галилейского. А первосвященники и книжники, увидев дивные дела, которые Он совершил, и детей, восклицающих в храме: Осанна Сыну Давидову! - вознегодовали и сказали Ему: слышишь Ты, что они говорят? Иисус же ответил им: да! Разве вы никогда не читали: "Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил Себе хвалу"? И оставив их, вышел из города в Вифанию..." (Мф. 21, 1–11 и 15–17).

В подражание жителям Иерусалима, встречавшим Господа с зелеными пальмовыми ветвями (ваиями) и христиане приходят на это богослужение с молодыми ветвями верб, которые первыми просыпаются от зимнего сна - поэтому в русской богослужебной традиции этот праздник именуется также Вербным воскресеньем.

При чтении 50-го псалма митрополит Сергий совершил каждение верб, приготовленных для освящения, и, по окончании псалма, возгласил молитву на освящение ваий (текст молитвы приводится в русском переводе):

"Господи Боже наш, восседающий на Херувимах, воздвигший силу Твою и пославший единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет Он мир Крестом, погребением и Воскресением Своим. Его, пришедшего в Иерусалим на добровольное страдание, люди, пребывавшие во тьме и тени смертной, встретили, взяв символы победы – ветви деревьев и побеги пальм, и воскресение тем предсказали. Сам, Владыка, и нас, в этот предпраздничный день пальмовые и древесные ветви в подражание им в руках держащих и как те толпы и дети возгласы "Осанна" Тебе приносящих, соблюди и сохрани. Чтобы нам с гимнами и песнями духовными удостоиться достигнуть животворящего и тридневного Воскресения, во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, со Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь".

По завершении молитвы Архипастырь и духовенство окропили вербы святой водой. Затем было совершено помазание духовенства и мирян освященным елеем.

Освященные вербы после богослужения верующие несут в свои дома, где с благоговением хранят возле икон.



ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Богослужебные тексты службы праздника Входа Господня во Иерусалим с параллельным русским переводом