Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

20 Августа 2013
Накануне праздника Преображения Господня митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили викарий Воронежской епархии епископ Острогожский Андрей и клирики кафедрального собора.

На великой вечерне была совершена лития, а на полиелее духовенством, хорами и всем народом многократно пропето величание праздника: "Величаем Тя, живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение".

Событие Преображения Господня на Фаворе описывается в Святом Евангелии (Мф. 17, 1-13; Лк. 9, 23-36).

Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу. Близилось время Его страданий. Спаситель видел, что ученики Его веруют в Него как в Сына Божия, и однажды на вопрос Его к ним: "Вы за кого почитаете Меня?" - апостол Петр ответил: "Ты – Христос, Сын Бога Живаго" (Мф. 16, 15-16). После этого Господь сразу же начал открывать ученикам Своим тайну, что Его ожидает в Иерусалиме, то есть страдания и смерть.

Прошло после этого несколько дней. Господь берет с Собой на гору Фавор помолиться "верховных учеников" Петра, Иакова и Иоанна - именно тех апостолов, которые, по выражению церковной стихиры, "хотели быть с Ним и во время предания Его", берет их, чтобы они, увидев чудо Его Преображения, не соблазнились, не устрашились, когда наступит час Его страданий.

И когда Господь молился, лик Его просиял как солнце, и одеяние Его стало бело как снег. С преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два ветхозаветных мужа, давно оставивших землю: Моисей и Илия. Они беседовали об исходе, который предлежал Христу в Иерусалиме, о конце Его земной жизни, о Его кресте и смерти.

Апостол Петр в порыве восторга от Фаворского сияния воскликнул: "Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии". Не успел еще апостол договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило находившихся на горе, а из облака раздался чудный Божественный глас: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте" (Мф. 17, 5).

Событие Преображения Господа Иисуса Христа на Фаворе подробно раскрывается в стихирах и тропарях службы праздника, при этом изъясняется и глубокий его догматический и нравственный смысл.

Явившиеся преобразившемуся Господу и с ним беседовавшие "Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник и неопальный небошественник" (этим своим явлением) свидетельствовали, "яко Той есть истинное Отеческого Существа Сияние, господствуяй живыми и мертвыми"; они свидетельствовали, что это есть "Творец и Исполнитель закона и пророков". И был к апостолам "глас свыше Отечь, из облак шумно предсвидетельствующ и глаголющ: "Сей есть, Его же … из чрева прежде денницы родих, Сын возлюбленный Мой, Его же послах спасти" людей, в Троицу крещаемых и исповедающих "нераздельную державу Божества".

Моисей и Илия своим явлением свидетельствуют о Божестве Спасителя. Их беседа со Христом о завершении Им спасительного подвига крестными страданиями подтверждает, что Преображение Господне "провозвещало и славное Креста ради спасительное Воскресение", и избавление мира от преступления.

На Фаворской горе Христос Спаситель, преобразившись, показал "славу Божественного Своего зрака (образа)", славу Своего Божества, "являя началообразныя доброты благолепие и то не всесовершенно...". Удостоверяя учеников о Своем Божестве (и Богочеловечестве), Он вместе с тем и щадит их, "да не како со зраком и еже жити погубят, но якоже можаху вмещати, телесныма очима стерпяще". Поэтому-то "Божества Своего (только) малу зарю обнажив" Спаситель, скрывая "под плотию сокровенную молнию Своего Существа и Божественного благолепия".

"Создавший невидимыми руками человека по образу Своему Христос (теперь при Преображении) явил в сем создании (в человеке) первообразную красоту Свою, уже не как в образе, но каков Он Сам по существу (в блистании Божества), будучи Богом и Человеком".

В Преображении уже ясно открывается тайна домостроительства Божия о нашем спасении, "превечное, сокровенное таинство" явления Сына Божия во плоти для спасения людей.

В Преображении Господь явил Свое "неизреченное смотрение, и милость, и многое милосердие", которым спас мир, "грехом погибающий".

В Преображении ясно было показано обожение человеческой природы через воплощение Сына Божия. Христос Спаситель "очерневшее Адамово естество, преображься, облистати паки сотворил еси, претворив е (его) в Своего Божества славу же и светлость". "Во всего Адама облекся, Христе, очерневшее, изменив, просветил еси, древле естество и изменением зрака (Лица) Твоего, богосоделал (обожил) еси". В ряде стихир праздника указывается, что Небесный Голос обращается ко всем носящим имя Христово: всем следует преображаться под яркими и животворящими лучами света Христова, всем следует устроить свою жизнь по заветам Христа, Его слушать ("Того послушайте").

В лице апостолов Христос Своим Преображением показывает и всем Своим последователям: "яко высотою добродетелей (жизни во Христе) облиставше, (они) и Божественной славы сподобятся".

Праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке. Об этом свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и св. Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке показывает, что начало его должно относиться к предшествующим трем векам христианства. Из VII века дошло до нас слово на Преображение Господне св. Андрея Критского (635-680). В этом слове термин "Преображение" рассматривается не только в догматическом смысле, но и в смысле действительного торжественного праздника Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны, которыми Православная Церковь прославляет событие праздника и в настоящее время.