Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

27 Сентября 2013
Накануне праздника Воздвижения Креста Господня митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил всенощное бдение и чин Воздвижения Креста в Благовещенском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили викарий Воронежской епархии епископ Острогожский Андрей и клирики кафедрального собора.

Перед богослужением Крест, украшенный венком из живых цветов, при пении тропаря и кондака праздника был перенесен на Престол, где находился до момента изнесения его на середину храма.

За всенощным бдением была совершена лития - усердное моление с призыванием многочисленных святых угодников Божиих о мире всего мира, благостоянии Церкви Божией, о болящих и плененных и о всем народе.

Полиелей был совершен в алтаре - у Креста, пред которым было воспето величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия".

Во время пения великого славословия митрополит Сергий в полном облачении трижды, в предхождении диаконов, совершил каждение святого престола, на котором возлежал святой Крест. При пении заключительного Трисвятого, Архипастырь, взяв крест и возложив его на главу, в сопровождении сослужащей братии исходит северными дверьми - с предшествующими ему диаконами со свечами и кадилами - совершая крестный ход внутри храма до Царских врат, под пение погребальным напевом Трисвятой песни - "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!". После обхождения всего храма, перед Царскими вратами звучит возглас Архиерея: "Премудрость, прости". Хор торжественным напевом воспевает тропарь праздника: "Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство".

Сопровождаемый викарием и духовенством, Владыка Сергий, держа Крест на своей главе, возшел на кафедру, установленную посреди храма. Начался Чин Воздвижения.

Церковный Устав так описывает его совершение: "Предстоятель (в нашем случае - митрополит Сергий), держа Крест, обычно украшенный живыми цветами, стоя на восток (к алтарю) начинает первое воздвижение - поднятие Креста вверх. Перед Крестом, на некотором расстоянии, становится протодиакон, держа в левой руке свечу, а в правой - кадило, и возглашает громко и раздельно во услышание всех: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси". Певцы поют сто раз: "Господи, помилуй". В начале пения "Господи, помилуй" Предстоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько может ниже, "на пядь от земли". При пении второй половины сотницы настоятель медленно поднимается. При пении в 97-й раз "Господи, помилуй" настоятель выпрямляется и, стоя прямо, опять трижды осеняет Крестом на восток. Предстоятелю помогают держать Крест остальные священнослужители, тем самым, соучаствуя в чине Воздвижения. На Крест возливается благовонный маслянистый состав, который собирается на подносы, заполненные лепестками роз.

Крестом освящается все четыре стороны света. Поэтому после этого Предстоятель обращается лицом на запад. Другой диакон, стоя перед Крестом, возглашает: "Еще молимся о милости, жизни и оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Святейшаго Патриарха Кирилла и Господина нашего Высокопреосвященнейшего митрополита Сергия и Господина Преосвященнейшего епископа Андрея, и всего о Христе братства нашего, о здравии и о спасении, рцем вси". Совершается второе воздвижение, как и первое, но на запад.

Третье воздвижение - лицом к югу. Диакон возглашает: "Еще молимся о Богохранимей стране Российстей, о власте́х и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте".

Четвертое воздвижение - на север. Диакон возглашает: "Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси".

И в пятый раз Архиерей вновь поворачивается лицом к востоку и снова совершает воздвижение Креста. Протоиакон возглашает: "Еще молимся о всех служащих и послуживших во святем храме сем отец и братий наших, о здравии и о спасении, и оставлении грехов их, рцем вси".

Этот чин Воздвижения символизирует собой во-первых, воспоминание того исторического события, когда царица Елена – мать императора Константина Великого обрела Крест и Патриарх вместе с ней подняли его – поставили вертикально для того, чтобы весь собравшийся народ мог видеть и поклонится этому Святому Кресту, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. И народ перед Крестом встал на колени и пел "Господи помилуй".

Второе значение чина Воздвижения заключается в том, что когда священник поднимает Крест вверх, а затем медленно при пении "Господи помилуй" опускает его вниз, а затем снова поднимает вверх – это символически показывает нам то, что Господь сошел с Небес на землю, взял на Себя грехи людей, стал новым Адамом, исцелил в Себе ветхого человека и затем вознесся на Небо.

После всего этого Предстоятель с Крестом сходит с кафедры и возлагает его на специально приготовленный аналой в центре храма. И, стоя перед Крестом, священнослужители трижды поют: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…" и совершают три земных поклона.

С глубоким молитвенным подъемом все молящиеся в храме от полноты сердца "едиными усты" многократно повторяют эту краткую, но содержащую так много смысла церковную песнь: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!".



ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
История праздника Воздвижение честнаго и животворящаго Креста Господня