Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

6 Марта 2014

На богослужении присутствовали настоятельница игумения Варвара с сестрами, паломники и прихожане святой обители.

Один из выдающихся православных литургистов XX века, преподаватель Московской Духовной академии, епископ Вениамин (Милов) в своем "Церковно-литургическом назидании по Великому канону преподобного Андрея, архиепископа Критского" дает доступные пониманию верующего человека объяснения текста канона, призванные помочь христианину глубже проникнуть в его нравственный смысл:

"Великий Канон живо и ярко отражает покаянное настроение его автора. Во свете Духа Святого мысленному взору святого Андрея Критского открывалось зрелище его личных и общечеловеческих грехов, и он плакал о них плачем, дышавшим верою в совершенное помилование от Христа Спасителя. Неослабевающее внимание к словам Канона святой Андрей поддерживает библейскими иллюстрациями из истории Ветхого и Нового Заветов с лаконичными их толкованиями.

Библейские события интересны святому Андрею, как подобия людских грехопадений и восстаний, однообразно повторяющихся во все времена бытия человечества. По его словам, в греховных соблазнах людей страстные помыслы выполняют роль Евы - искусительницы Адама. Претворяясь в дела, помыслы страстей порождают, затем любострастную человеческую жизнь и оживляют плоть. Всякий смертный грех повторяет в духовном смысле человекоубийства Каиново и Ламехово. Он убивает совесть и дух человека, разобщая их с благодатью Святого Духа. Поэтому грешник не может приносить Богу приятных жертв непорочной жизни по примеру Авеля, Сифа, Еноса, Еноха и Ноя. Взамен смоковных листьев и кож, некогда прикрывавших прародительскую наготу, грешник покрывает свое душевное безобразие чувством стыда пред Богом. В потоках душевных страстей утопают массы людей, наподобие нечестивцев, погибших в водах, всемирного потопа, и египтян, утонувших в Чермном море при Моисее. Из страстных похотей каждая грешная душа готова построить новую Вавилонскую башню. Но Создатель останавливает ее замыслы и ухищрения. Страсти сожигают души людей, как геенский огонь - Содомлян, делают их неподвижными на добро, наподобие соляного столпа, в который некогда превратилась жена Лота. Негодная жизнь порочных лиц, упоминаемых в истории Ветхого Завета, наглядно представляет душе картину ее собственного нравственного разложения. Ей необходимо стремительно бежать от греха по подобию Авраама, покинувшего Харран, и спасаться на "горе добродетелей, как Лот в Сигоре".

Кающейся пред Богом душе полезно вспоминать свои грехи, руководствуясь библейскими историческими повествованиями, изображающими в лицах добродетели и пороки. Благодатному возрождению души много содействует пристальное вглядывание в добродетельные поступки древних праведников и их Божественные откровения. Это живое назидание идет из глубины веков. Например, лествица, виденная Иаковом во сне, по мысли преподобного Андрея, дает символический образ личного человеческого восхождения по лествице добродетелей. Многочадная жена Иакова Лия - есть подобие деятельного подвижничества, многотрудная Рахиль - подобие подвига умно-сердечной молитвы, приводящего к видению славы Божией. Пред кающейся душой светлые лики ветхозаветных праведников, - как звезды ночью, сияют всегда своими добродетелями: благочестием, молитвенностью, послушанием Богу, совершенным покаянием и мужественным самоотвержением. Духовно прекрасны, например, из ветхозаветных людей: Моисей, Гедеон, Варак, Иеффай, Иисус Навин; пророки - Самуил, Илия, Елисей, Даниил с тремя сотоварищами в Вавилоне, пророчица Анна, мать Самуила, Девора, Иаиль и др. Они учат возвышаться над временем, подчиняться закону Божию, мысленно стремиться к небесному отечеству и решительно побороть плотские помыслы, страсти и соблазны.

Много проникновенных обращений к душе грешника навеяны в Великом Каноне и новозаветными притчами Христа Спасителя, событиями из Его земной жизни и чудесами. В Христовом Евангелии, по мысли святого Андрея, все трогательно для грешника: повести о Господних чудесах, Страшном Суде, крестных страданиях Спасителя и все драгоценные слова Христовы. Грешная душа подобна приточным блудному сыну, мытарю, нищему Лазарю и израненному путнику, упоминаемому в притче о милосердном Самарянине. Господь не отвергает покаяния никакого грешника, но взыскивает его, как потерянную драхму, и отверзает ему двери милосердия, как мудрым девам в приточном брачном чертоге. Самое явление Христа Спасителя на земле есть выражение Его снисхождения к людям. В Его Богочеловеческом Лице дан миру вечный пример господства над искушениями плоти и диавола непрестанной бодрой молитвой и постом. В Своем Евангелии Господь Иисус Христос приглашает грешных лобызать покаяние, не увязать в беззакониях, но со всей бодренностью устремляться ко святому служению Богу.

Содержание Великого канона возвышает всякую верующую душу к Богу, делает ее способной принимать исходящие свыше влияния Божией силы и осоляться ею от гнилости своей страстности. В светлых прозрачных глубинах церковного богословствования отразились Божественное Откровение и убеждения наилучших на земле людей веры. Отсюда, посредством слышания богослужения, истины веры и нравственности проникают в сознание и чувства верующих всех эпох".

Текст Великого канона, читаемый в среду первой седмицы Великого поста (с параллельным русским переводом) можно прочесть, обратившись по ссылке внизу страницы.



ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Текст Великого канона, читаемый в среду первой седмицы Великого поста (с параллельным русским переводом)