Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

30 Марта 2014

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежской епархии протоиерей Андрей Скакалин, благочинный Всесвятского Церковного округа и настоятель храма – протоиерей Владимир Левшук, клирики храма и духовенство г. Воронеж.

Память святых 40 мучеников – один из особо почитаемых христианских праздников, который всегда случается в спасительные дни Великого поста. Так же, как и в случае с Обретением честной главы Иоанна Предтечи, богослужебный Устав повелевает совершать в его честь литургию Преждеосвященных Даров, если праздник приходится не на среду или пятницу, когда эта служба совершается традиционно. В этом году день памяти мучеников пришелся на субботу, когда Церковь обычно поминает усопших. Но ради праздника 40 мучеников, обычное заупокойное богослужение в этот день не совершается.

По окончании Литургии, владыка митрополит прочитал молитву святым страдальцам за веру Христову и обратился к прихожанам храма со словом проповеди:

"Сердечно поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры с нынешним праздником, чтимым во всем народе нашем Российском и во всем православном мире – памятью 40 мучеников Севастийских!

Он дает нам возможность задуматься над нашей жизнью, и нашим отношением к ней. Давайте подумаем – что искали люди, которые умирали за свою веру? Среди мучеников всегда были представители самых разных сословий – и простолюдины, и рабы, и свободные, и ремесленники. Были среди мучеников и богатые, аристократы и представители царских династий. Были и воины, подобные тем, память которых мы сегодня и празднуем. Но объединило всех этих людей одно – стремление быть со Христом. Неужели это какое-то наваждение или какое-то психическое отклонение в разуме человека? Разве эти люди искали смерти? Разве они уклонялись от своих служебных и житейских обязанностей? Вовсе нет! Просто все они познали истину, познали Христа, и Он стал их жизнью. Евангелие Христово стало для них руководством во всех их поступках. Оно сделалось их богатством и мерилом всего бытия.

Кем же были прославляемые ныне 40 воинов-мучеников? Это были не просто воины, которые стояли где-то в казармах и никуда не выходили. Онио были солдатами действующей армии. Людьми, которые каждодневно тренировали себя и которые прекрасно понимали, что присягнув императору, они боролись с врагами государства. Они проливали кровь человеческую почти каждый день в боях и сражениях за ту или иную местность, за ту или иную высоту. Эта работа была их жизнью. И эта военно-полевая жизнь была освящена познанием истинны Христовой. Они были самой боевой четыредесятницей в армии. Выполняли особые задачи и были словно боевым кулаком всего войска. В нынешних понятиях их, пожалуй, можно было бы сравнить с десантниками, которые стоят на передовой и пробивают своими жизнями путь для наступления армии.

И что здесь произошло? Случилось столкновение идеологий. Убеждений человека, который тоже был очень верующим, но верил ложным Богам, верил, что если он принесет языческим идолам жертву, то одержит победу, а его армия его будет спасена. И убеждений этих 40 мучеников, которые веровали во Христа и тоже говорили о том, что Христос поможет им победить. И отказ этих лучших воинов принести жертву испугал военачальника. Ему показалось, что их поступок подрывает его авторитет, как командира, а это может деморализовать войско и привести к поражению и бесславной гибели. Поэтому он призвал этих 40 воинов и просил их принести жертву, не пытаясь разобраться в том, что было у них на сердце. Они ответили, что не могут этого сделать. Что они до сих пор сражались по совести, и будут сражаться так же доблестно и впредь, но просят избавить их от того, что противоречит их вере. И военачальник решил, что уступка будет плохим примером для других, что это поколеблет боевой дух. И приказал их медленно мучить, несколько раз загоняя в озеро, как знаем это из жития.

Они не сопротивлялись. Люди, которые имели боевые навыки, которые были ударной силой, они могли бы поставить на место и самого начальника, и ничего с ними не случилось бы. Но они проявляют смирение и послушание, показывая, что вовсе не отказываются от своей службы, от своего долга и подчинения командиру. Пожалуйста – мы все выполним, только позволь нам молиться своему Богу, позволь нам обратиться к Христу. Но это оказалось невозможным. Они не стали бороться за свою жизнь, как они боролись с врагом и неприятелем. Они не нарушили присяги, которую они дали Царю и которую свято исполняли. И предпочли сделать выбор, и решили лучше быть замученными, чем покривить сердцем, своей душой, поступиться совестью. Лишь один из них проявил малодушие и вернулся из озера обратно. Но вместо него пошел другой, и это число 40 не было нарушено.

Что же привлекало христиан в этом подвиге? Именно то, что эти люди жили во Христе. Исполнили слова Христа: "познайте истину, и истина сделает вас свободными". (Ин. 8; 32) Найдите ту воду живую, которую вы "однажды испив, не захотите больше уже пить во век" и вам не нужно будет уже других учений и философий, когда вы узнаете Христа. (Ин. 4; 13-14)

Память мучеников всякий раз призывает нас к этой живой воде, к живой вере. Чтобы мы отряхнули со своей души все то наносное, дряхлое, ненужное, что угнетает нас. И прежде всего – наше греховное состояние. Образ нашей жизни должен быть активным, направленным на добрые дела и прежде всего – на созидание своей души, которая должна светиться не нашей святостью, а светом Христовым. Дух Святой должен гореть в нас. И мы должны быть мудрыми и понимать – какие наши слова никого не оскорбят, какие наши действия не вызовут никакого противления, находить именно те слова, совершить те поступки, которые буду необходимы нашим ближним и нам самим во всех наших делах. Но это подразумевает огромную работу над собой! Бревно, которое у каждого из нас в глазу, нужно вынуть, прежде чем давать совет человеку, в очах у которого, по сравнению с нашим бревном, маленький сучок. И мы видим это и каждого человека тут же улавливаем. Святого хотим поставить на наш нравственно низкий уровень. Не подтянуться к его святости, а наоборот. Если человек не пьет – напоить его. Если человек соблюдает какие-либо нравственные принципы – развратить его. Если он читает правильные книги – дать ему то, что будет его портить.

А наше сознание собственной непогрешимости доходит до уродства. До того, что мы не допускаем о себе никакого слова, никакого взгляда абсолютно ни от кого. Ни от наших родителей, ни от наших детей, ни от наших супруга или супруги. Ни от священнослужителя, ни от мирянина. "Я праведный, я никого не убивал, я никого не насиловал, ничего не крал, я святой" - так считают многие.

Я помню, как однажды моя знакомая пришла первый раз в жизни исповедь, будучи уже в преклонном возрасте. После этого она подошла ко мне, и сказала:

- Владыка, я больше не пойду.

- А что такое?

- Да мне батюшка показал, что я такая грешница, а я всю жизнь прожила с осознанием, что я праведница. Мне страшно стало, и я не хочу испытывать больше такого страха!

Слава Богу, Господь дал ей страх. Осознание того, что она жила неправильно всю жизнь. И это осознание неправильности жизни необходимо каждому из нас. Мы должны в конце каждого дня обязательно посмотреть на себя со стороны. Как говорит нам Ава Дорофей, отойти метра на два и осудить себя так, как мы осуждаем любого другого человека – нашего знакомого или родственника. Мы же его по косточкам разберем. Так вот попробуйте разобрать свою жизнь за один день. Правильно, без прикрас. И увидите, что во многих осложнениях вашей жизни были виноваты вы сами. Выступили – спрятались, сказали – смалодушничали. До конца не проявили принципиальность. Подтолкнули человека на неправду, посоветовали ему солгать. Предложили ему утаить грех. Мы почти всегда оправдываем свои грехи и воспитываем своих детей так, чтобы они у нас были напористыми, умели постоять за себя, дать сдачу, Иначе, говорим мы, они пропадут – жизнь такая. Забывая, что не в силе Бог, а в правде. И если мы Бога воспринимаем как своего Отца, как Помощника, то давайте и надеется на Него, и делать так, чтобы быть достойными своего Отца и такого Помощника.

Сейчас идет Великий пост, и мы готовимся встретить светлое Христово Воскресение. И наша задача в этот промежуток времени критически посмотреть на свою жизнь и попытаться исправить те ошибки, которые мы сделали по отношению к себе и по отношению к нашим ближним, попытаться примириться с ними. Если нас ненавидят, постараться сделать так, чтобы нас полюбили.

Я желаю вам помощи Божией, успехов в жизни и счастья.

Храни вас Господь!"



ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Житие святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся