Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

19 Апреля 2014
Утреню Великой Субботы с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа совершил в Благовещенском кафедральном соборе митрополит Воронежский и Лискинский Сергий

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и клирики собора.

В Великую Субботу вспоминается погребение Спасителя, сошествие Его во ад и освобождение праведников Ветхого Завета.

Богослужение по своему устроению напоминает заупокойное – после Шестопсалмия и мирной ектении при торжественном пении тропаря "Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое" духовенство выходит на середину храма и став перед Святой Плащаницей совершает чтение 17-й кафизмы, стихи которой звучат в качестве припевов к коротким молитвам – похвалам. Эти молитвы исполняются попеременно несколькими хорами и поэтому называются греческим словом – антифоны. В них соединяются темы похвалы страданиям Спасителя и ужаса всякого творения, видящего смерть Господа. В то же время, чувствуется и отрадный луч надежды на Его Воскресение. Осуждается вероломство предателя Иуды и упорство в неверии иудеев, осудивших Христа на смерть.

По уже сложившейся традиции, похвалы на 17-й кафизме в Благовещенском соборе исполняются тремя хорами – миртополичим хором Благовещенского кафедрального собора, архиерейским мужским хором "Символ веры" и хором духовенства.

По окончании 17-й кафизмы священнослужители уходят в алтарь и начинается пение умилительного канона "Волною морскою". Ирмос его 9-й песни, который исполняется в качестве задостойника на Божественной литургии, можно назвать гимном всей Великой Субботы:

"Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия".

Возглас "Слава Тебе, показавшему нам свет", как и все молитвы и ектении Великой Субботы совершается перед Плащаницей. Каждением во время пения Великого славословия начинается погребальный Крестный ход со Святой Плащаницей, после которого читается паремия из книги пророка Иезекииля о всеобщем воскресении мертвых, а затем – фрагмент послания святого апостола Павла к Коринфянам, в котором он говорит об искупительном смысле Крестной смерти Христа. После апостольского чтения поется Аллилуарий со стихами из Псалтири, которые подводят нас к преддверию праздника Пасхи и будут звучать до самого его отдания: "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящи Его".

После этого читается Евангелие от Матфея, в котором рассказывается о том, как первосвященники попросили разрешения поставить у Гроба Господня стражу:

"На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать". (Мф. 27; 62-66)

Иудеи получили, что хотели. Они увидели Христа мертвым, и они знают, что Он положен во гробе. И теперь они могут приступать к своему празднику. Но наш праздник иной. Не якоже иудеи празднуем - не в квасе злобы и лукавства, но в безквасии чистоты и истины. Ибо Христос - Пасха наша - за нас пожреся. Иудеи пришли к Пилату и сказали ему, что Христос, когда Он еще был жив, говорил, что воскреснет в третий день. Не то, чтобы иудеи допускали возможность этого, но они боятся, что ученики придут и украдут своего Учителя и скажут, что Он воскрес из мертвых. И они просят Пилата, чтобы он поставил стражу и принял какие-то меры. И Пилат говорит им: "Имате кустодию - имеете стражу, - постарайтесь сделать все, что вы можете" (Мф. 27, 65). Он как бы говорит, не зная, что говорит: "Постарайтесь, если сможете, удержать Христа во гробе". И они действительно приняли все меры. Огромный камень был привален ко гробу - "велий зело", и гроб был запечатан, и стража была поставлена ко гробу. Но они не учли одной вещи, что нет такого гроба на свете, который мог бы удержать воскресшего Христа, и нет такого Синедриона, и нет таких мудрецов во всем мире, и нет такой власти со всею изощренностью их лжи, со всем золотом мира, которым, как им кажется, они могут купить всех, даже свидетелей Воскресения. Со всеми угрозами гонений. Нет такой силы, которая могла бы удержать во гробе воскресшего Христа. Потому что смертью Своею Христос отнял силу смерти у имеющего державу смерти, то есть, у диавола. И уже мы сейчас можем слышать: "Днесь ад, стеня, вопиет". И уже сейчас Ангел возвещает об этой радости: "Зачем вы ищете Живаго с мертвыми, Его нет здесь, Он восстал". Христос сошел во ад, сокрушив врата медные, и радостный гул этой победы приближается к нам. Еще немного, и эта весть, которая сотрясет все небо и землю, придет к нам. И эта радость заполнит все. Радость, которую ни жизнь, ни смерть, никто и ничто не смогут от нас отнять, потому что жизнь вечная, воссиявшая от гроба, дана нам Богом навеки.