Новости Вятской митрополии

Источник информации: Вятская митрополия
12 Февраля 2015

В воскресенье, 8 февраля в 20.30 по телеканалу «Россия-24» состоялся премьерный показ фильма, снятого телекомпанией ГТРК «Вятка» о Святителе Викторе (Островидове), мощи которого покоятся ныне в Преображенском женском монастыре г. Вятки. О том, что осталось «за кадром», мы поговорили с настоятельницей Преображенского женского монастыря игуменьей Софией. 

- Матушка София, из фильма не совсем понятно, как обретали мощи, как нашли могилу…

- На документальных кадрах, которые использовались при монтаже фильма, показан 1997 год, а прославили Святителя в 2000 году. Они просто не могли открыто говорить и заявлять об этом. Я ездила в Москву и видела кадры, как они нашли могилу, как спустился в нее член Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский) и говорит: «Нетленны!».

- Благоуханный аромат от мощей стал исходить сразу после того как они были обретены? 

- Обретенные мощи отец Дамаскин сразу обработал розовой водой и вином (так положено), однако, как правило, потом аромат уходит, а он держится до сих пор. Сохранность этого аромата является как бы приветствием, потому что святой не может по-другому общаться. Если ты ему как-то по сердцу или он понимает, что ты действительно не из праздного любопытства, а подходишь к нему как к другу, отцу – он благоухает. (Матушка отмечает, что более всего чувствовался аромат, когда они уезжали на родину Святителя Виктора). 

- Матушка, очень интересно, как так получилось, что именно к Вам, в Преображенский женский монастырь, попали мощи Святителя? 

- Он был очень ярким оппозиционером, у большинства священства нашего города было весьма осторожное отношение: «а надо ли?». А потом, он же не слушал священноначалие, а как можно прославлять человека, который не слушал священноначалие, это же других побудит не слушаться. И священство долгое время не хотело, оно боялось. В то время и Владыка Хрисанф не очень рад был, что все это затеялось, он вообще очень осторожно к мощам относился. Но тут сыграли роль мои связи с Москвой. Моя подруга – архивариус Свято-Тихоновского института – всегда была в курсе всех дел отца Дамаскина, и они даже вместе обретали некоторых святых. Они как-то обсуждали, что Святитель Виктор очень любил Вятку, что ему надо в Вятку. Игумен Дамаскин  спросил ее, нет ли какой зацепки с нашим городом, места, где бы приняли его мощи. Вот тут она и рассказала про еще тогда Свято-Троицкий женский монастырь. 

- После этого начались переговоры? 

- Да. Я прочитала очень давнюю диссертацию митрополита Иоанна Сычева, где он, что было естественным для того времени, осуждает оппозиционеров и Святителя Виктора, в том числе. Я позвонила Владимиру Константиновичу Семибратову, тогда он был редактором Вятского епархиального вестника, и сказала: «Слушай, мне должны мощи привезти, а во что это выльется? Будут ли они прославлены? Потому что та информация, которую я получила из книги – она просто ужасная». Он ответил, что, конечно, эта информация должна была быть опровергнутой в свое время, когда были открыты архивы. Ничего этого сделано не было, поэтому отношение к Святителю Виктору оставалось ужасным. Но на нашей стороне оказался отец Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского гуманитарного университета, у которого дед тоже пострадал в те времена, но деда не прославили. 

- Это тоже очень интересный момент. В те ужасные времена многие пострадали, управляющий Вятской Епархией митрополит Павел (Борисовский) был расстрелян, а святитель Виктор умер своей смертью. Почему же прославили в итоге Святителя?

- С этими же вопросами я обратилась к отцу Дамаскину, и он мне ответил, что комиссия изучала все истинные дела так называемых мученических актов, в которых было описано, как вели себя люди в этих страшных условиях, когда и ссылки, и пытки… Знаете, Святитель Лука, когда его довели на очередном допросе, сказал, что «подпишет все, что нужно, но завтра будет снова воевать», потому что у него начались галлюцинации, он не мог это вынести. Наш Святитель выдержал восемь суток без сна. Конечно, такое возможно только, когда рядом с тобой Бог. В комиссии мне объяснили, что не все кто сидел тогда в тюрьмах, кто претерпел и пострадал от власти, кто был расстрелян, имеют дерзновение быть святыми, претендовать на святость. Потому что большинство, а особенно архиереи, которые тогда были избалованы заботой и вниманием, они переносили это чудовищно тяжело и они не выдерживали. Комиссия проводила экспертизы, на которых было установлено, кто сам подписывал протоколы допросов, а за кого это делали «уставшие» мучители. Так вот, массовые расстрелы священников начались в 1937 году. Святитель умер в 1934, если бы он дожил до 37-го года, он тоже был бы расстрелян. Но Господь устроил иначе. 

Интересно, что мощи были перенесены в квартиру отца Иоанна и пока шли переговоры (в течение шести месяцев), они пролежали в кабинете в этой квартире в Москве. Об этом почти никто не знал, кроме православных людей, которые потихоньку приходили поклониться Святителю. Встал вопрос, как перевезти мощи в Вятку? У меня тогда еще здесь было мало друзей, помощников (матушка из Москвы), и я не знала, к кому обратиться. Однако нашелся Георгий Степанов, он и сейчас помогает храмам Кирово-Чепецкого благочиния, он предоставил нам автобус. На этом автобусе и перевезли мощи и съемочную группу, которая сняла фильм «Претерпевший до конца».  

В фильме показаны кадры, как мощи доставили в Киров, как отец Дамаскин и теперь уже схимонах Селафиил перенесли их в храм Александра Невского. Все было сделано тайно. Мы получили мощи в 1997 году, они были обретены 1 июля, а к нам их привезли 2 декабря. 

После митрополит Хрисанф написал письмо митрополиту Ювеналию (патриарший наместник Московской епархии, постоянный член Священного Синода РПЦ с 1972 года), в котором сообщил, что находится в замешательстве, так как половина духовенства не поддерживает эту идею. На что митрополит Ювеналий ответил: «Вы должны быть самыми счастливыми, что у вас есть такое благо». После этого дело с прославлением Святителя пошло быстрее. А уже после признания в Москве, было прославление в Вятке. Состоялось оно 22 октября 2000 года во время Трифоновских чтений. 

- В фильме упоминаются викторианцы как последователи Святителя Виктора. Давайте остановимся на них подробнее. Кто это? Помогали ли они в обретение мощей Святителя, и как строятся отношения с ними теперь?

- В последние годы жизни за Святителем ухаживали инокиня Александра и монахиня Ангелина. Они из-за этого на два года дольше остались в ссылке. В нашем монастыре одна из насельниц – схимонахиня Анатолия – племянница монахини Ангелины. Так вот, сестры Александра и Ангелина, как и другие викторианцы, считали нас (РПЦ) неверными. Долгое время все викторианцы не хотели ничего общего с нами иметь, но сейчас, когда к нам приехала мать Анатолия, когда к нам приезжала инокиня Александра, которая рассказала, что жила в приюте и служила Святителю Виктору, подавала ему орлец... вы знаете, когда эта уже бабушка приехала к нам, она сказала: «Вот, какой добрый наш Святитель, когда у меня были силы – я ездила в Нерицу на его могилу, когда у меня сил не осталось – он сам приехал сюда!» ... после всего этого отношения стали немного меняться. 

Есть у нас замечательная икона «Знамение Божией Матери» ее принесла женщина – викторианка, которая в Православную Церковь не ходила. А теперь заходит, ждет, когда у нас тут нет службы, смотрит, что икона на месте, там даже надпись есть, что эта икона должна находиться в том храме, где мощи Святителя Виктора. Потом она принесла икону Георгия Победоносца. Мы ее отреставрировали и повесили, на ней очень редкие имена Ирина и Ангелина, поэтому я очень довольна, что эта икона у нас. Потом они пожертвовали сумму денег, чтобы купить подсвечник для иконы Божией Матери, то есть мы поддерживаем связь, вражды нет. Но особого расположения тоже нет. Мы с сестрами ее просим: «Людмила, ну напишите все, что вы знаете о Святителе, сейчас мамы вашей уже нет, кто нам еще расскажет?». Ждем, может, когда и расскажет. 

На самом деле, они – викторианцы, просто не правильно поняли слова Святителя Виктора. В церковь надо ходить, но просто надо быть рассудительным. Вот, сестры Александра и Ангелина начали ходить в церковь, когда вернулись в Глазов, но на них так смотрели прихожане, что им было не по себе. Все вокруг считали их тюремщицами и предательницами, и они перестали ходить и молились дома. Но свою племянницу, которая тогда была Анастасия Михайловна (мать Анатолия), они в церковь ходить научили. Потепление также началось, когда прославили царскую семью, для викторианцев это было очень важно, теперь они аккуратно «похаживают» в наш храм.

Добавим, фильм «Под святым омофором» - это фильм о добром пастыре, который вел человеческие души ко спасению и всей своей жизнью доказал, что Православие - это подвиг.

Пресс-служба Вятской Епархии