Новости Вятской митрополии

Источник информации: Вятская митрополия
16 Мая 2015

По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка сегодня, 15 мая, в день памяти князей страстотерпцев Бориса и Глеба православные на Вятской земле по традиции совершили крестный ход, прошествовав с иконой из села Волково в первое вятское поселение Никульчино, где будет пребывать святыня в летний период. В 2015 году крестный ход – юбилейный: прославляется тысячелетие подвига Бориса и Глеба и 20-летие возрождения хода.

Утром, в 7.00, в Троицкой церкви с. Волково секретарь Вятской Епархии иерей Виталий Лапшин возглавил Божественную Литургию. 

В этот день иерею Виталию сослужили благочинный Слободского благочиния протоиерей Евгений Смирнов, настоятель храма во имя Троицы Живоначальной с. Истобенск иерей Иоанн Шаповал, настоятель Троицкого храма в с. Волково протоиерей Владимир Орлов. 

За Богослужением под сводами старинного храма молилось много прихожан – жителей села, а также паломников.

В день памяти святых страстотерпцев Бориса и Глеба протоиерей Евгений Смирнов напомнил о подвиге святых, значении события для истории государства Российского и разъяснил, почему нам так важно сегодня помнить о добровольной жертве князей:

- Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира Крестителя Руси. С принятием Крещения в жизни князя Владимира очень многое изменилось. Если мы откроем летописные сказания о князе Владимире и Борисе и Глебе, то увидим, что после того, как Русь стала христианской, после того, как мы приняли веру Христову, совершенно другая атмосфера воцарилась в нашей стране. Сам князь Владимир после принятия Крещения говорит о себе: «Господи, я жил, как лютый зверь, а Ты укротил меня. Слава Тебе!» До Святого Крещения князь Владимир предавался пирам, безудержному веселью, у него было множество жен… но после Крещения он запомнился на Руси как князь Владимир Красное Солнышко.

Разумеется, что любой отец заботится о том, чтобы воспитать детей в вере и благочестии, и, конечно же, сам князь Владимир был примером для своих сыновей. Его младшие сыновья – святые князья Борис и Глеб – усвоили уроки своего отца, из которых самое главное – любовь к Богу. И понятно, что повзрослев, братья заняли княжеские престолы, один – в Ростове, а другой – в Муроме. И многое делали для утверждения веры Христовой.

Но вместе с тем, страшная беда пришла на Русскую Землю после кончины святого князя Владимира. Народ любил князей Бориса и Глеба, и многие считали, что они станут преемниками князя Владимира на Киевском престоле. Но в это время в Киеве правил их старший брат – князь Святополк, который в истории получил название Окаянный. Старший сын, напротив, мечтал захватить власть любой ценой, и он решается на подлое убийство своих братьев, он пытается развязать междуусобную войну и любой ценой забраться на вершину власти, чтобы единолично править всей Русью. Не остановился Святополк и перед тем, чтобы убить своих братьев. Сначала был убит коварно вероломно Борис, а затем младший брат – Глеб.

Оба юных князя знали о том коварстве, которое затевает Святополк Окаянный. Каждый из них мог сопротивляться, у каждого была дружина, у каждого были верные воины, но князья предпочли не сопротивляться. Кто-то это расценит это как некое бессилие, что князья приняли мученическую кончину, а на Русь им было все равно. На самом деле такая трактовка – это великая ложь. Святые князья Борис и Глеб спасли Русь от страшной кровавой междуусобной брани, чего так не хватало последующим князьям, которые подобно Святополку прокладывали себе путь на вершину власти.

Сейчас, спустя тысячу лет после кончины Бориса и Глеба, страшно себе представить, что такое междуусобные войны, страшно представить, если б наша Вятка воевала с Костромой или Нижним Новгородом, когда русские убивали русских. Именно такой страшной междуусобной брани помогли избежать Борис и Глеб, выбрав мученическую смерть. Да, Святополк Окаянный добился своего, да, он сел на Киевский престол, но в историю он вошел как Окаянный. Буквально через два года он оттуда был смещен другим братом – братом Ярославом и бежал в Польскую Землю, где там бесславно окончит свои дни. Возникает вопрос: а чего он добился? Памяти преподобного, Божиего благословения, власти или денег? Вот такая постыдная бесславная кончина. ..

А чего сподобились святые Борис и Глеб своим терпением, своим смирением перед Господом? Они сподобились самого главного – мученического венца Царствия Небесного. Потеряв царство земное, они стяжали Царство Небесное. Святополк вошел в историю как Окаянный, а святых Бориса и Глеба поминают, как святых страстотерпцев. Святые князья Борис и Глеб – это первые святые, прославленные Русской Православной Церковью.

Эти первые русские святые и пример каждому из нас, как нужно строить свою жизнь. Очевидно, что во главу угла своей жизни нужно положить Завет Христов, мы должны положить Святое Евангелие, должны положить Заповеди Господни, именно так, как это сделали святые князья Борис и Глеб. Но люди в большинстве своем в современной жизни руководствуются другими принципами – наверное, это принципы Святополка Окаянного – любой ценой добиться своего, власть – она всемогуща, что главное – это успех в этой жизни, а спасение души подождет… История много раз показала, что подобные принципы они ошибочны, бесперспективны и человека ведут в погибель. И в конечном итоге человек и здесь на Земле ничего не достигает, а, самое главное, получает вечное осуждение от Бога, потому что в жизни своей бесконечно попирал правду Божию. Напротив, если человек в основу жизни своей положил Святое Евангелие, даже если он что-то в этой жизни потерял и не преуспел, он получит самую главную награду, потому что Господь знает, что же находится в глубине нашего христианского сердца, которое должно быть посвящено только Господу Богу.

Интересно и то, что святые князья Борис и Глеб жили в самом начале бытия нашей Русской Православной Церкви, тем самым и нам показали пример достойный праведной христианской жизни. Важно каждому из нас усвоить эти уроки истории. В этом году исполняется тысяча лет со дня подвига Бориса и Глеба. Тысячу лет Русь покрывается их святыми молитвами. Но по-разному складывалась жизнь на Руси за эту тысячу лет, было немало и святополков, и окаянных, было немало стратотерпцев и поистине святых. Вопрос в другом: по какой дороге пойдем мы, кому будем подражать в своей жизни. Этот выбор делает каждый из нас, и этот выбор мы делаем ежедневно: грешим или не грешим. Этот выбор делаем в семье в отношении с близкими и на работе. Важно выбирать любовь, и стяжать ее в молитве, в Таинстве Святого Причащения, сознательного доброго делания ближнему своему…

В завершении Богослужении секретарь Вятской Епархии иерей Виталий Лапшин, поведав о смыслах события, которое чтит сегодня Святая Церковь, поздравил всех с днем памяти святых Бориса и Глеба, причастников – с принятием Святых Христовых Таин и напутствовал паломников добрым благословением. В пастырском слове отец Виталий обратил внимание на то, что святые страстотерпцы Борис и Глеб явили нам пример того, что ничто не может отлучить человека от любви Божией. Это может сделать только сам человек, по своему хотенью, по своей воле отказаться от Бога и тем самым обречь себя на вечную погибель. И согрешая против ближнего своего, мы уже тем самым предаем Бога. Борис и Глеб, напротив, явили пример жертвенной любви, которую заповедовал человеку Христос: нет выше той любви, аще кто положит душу за други своя… Именно поэтому сегодня мы вспоминаем и чтим их христианский подвиг.

…В 9.00 под праздничный колокольный звон отправился крестный ход от Троицкой церкви с. Волково в другое древнее село – Никульчино – первое русское поселение на Вятской Земле, где по преданию новгородцы призывая к заступничеству святых благоверных князей Бориса и Глеба, основывали русский град, и привнесли на эти земли веру православную.

Не обошли внимание событие и местные телеканалы. Журналисты перед выходом брали интервью у батюшек, общались с паломниками.

В юбилейный Борисоглебский крестный ход, посвященный 1000-летию памяти полвига святых князей и 20-летию возрождения хода (после советских богоборческих времен), приняло участи более тысячи человек, что больше, чем обычно. Примечательно также, что Борисоглебский крестный ход также с каждым годом «молодеет», все чаще в нем можно встретить учащихся школ, а также родителей с маленькими детьми, в то время, как двадцать лет назад его возрождали в основном бабушки.

…Сегодня майским солнечным днем погода по-особенному благоволила. Дорога пролегала по живописной местности. На стоянках совершались молебны святым князьям. Верующие имели возможность приложиться к иконе.

На подходе к с. Никульчино радушно приветствовали проходящих молитвенников сотрудники санатория, угощая чистой родниковой водой и свежим ароматным белым хлебом.

Село Никульчино после полудня встречало радостным колокольным звоном. У иконы святых страстотерпцев вновь совершается молебен. Настоятель Борисоглебского храма с. Никульчино протоиерей Александр Балыбердин окропляет верующих святой водой.

После молебна есть возможность отдохнуть. Паломники с благодарностью отмечали хорошую организацию хода, а также встречу в с. Никульчино, где на высоком берегу р. Вятки их ждала «полевая кухня» с горячим кипятком и гречневой кашей.

....Икона святых благоверных князей Бориса и Глеба по традиции остается на летние месяцы пребывать в Борисоглебском храме с. Никульчино, а осенью вновь вернется крестным ходом в с. Волково.

Святые благоверные князья-страстотерпцы, Борисе и Глебе, молите Бога о нас!

Пресс-служба вятской Епархии