Новости Вятской митрополии

Источник информации: Вятская митрополия
29 Июня 2015

Святитель Феофан Затворник (1815–1894), в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января (или 8) января 1815 года в семье священнослужителя. Получил образование в Ливенском духовном училище, в 1829 году отправлен в Орловскую Духовную Семинарию, а затем в Киевскую Духовную Академию. Там он и был пострижен в монахи 15 февраля 1841 года. Спустя полтора месяца был поставлен во диакона, а 7 апреля во пресвитера.

В конце следующего года направлен на должность инспектора Новгородской Семинарии, в 1845 году стал помощником инспектора Санкт-Петербургской Духовной Академии, но в следующем году подал прошение об отставке.

В 1847 году назначен членом русской духовной миссии в Иерусалиме, где пребывал до начала Крымской войны. Вернувшись на родину, преподавал в Санкт-Петербургской Академии. 15 сентября 1855 года стал ректором Олонецкой Семинарии, но меньше чем через год стал настоятелем посольской церкви в Константинополе.

13 июня 1857 года становится ректором Санкт-Петербургской Академии, а еще через три года поставлен во епископы. Был правящим архиереем Тамбова и Владимира, но в 1866 году подал прошение об уходе на покой в Вышенскую пустынь, где ушел в затвор через шесть лет. Там он вел обширную переписку, отвечая всем ищущим от него совета и утешения, до своей смерти в 1894 году.

В день, когда Церковь вспоминает перенесение мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского, диакон Павел Сержантов предлагает поговорить о том, как жил преподобный. Для этого нам нужно совершить виртуальную экскурсию в его келью.

- Не хочу, чтобы вопрос прозвучал чересчур неопределенно. Уточню, речь пойдет о личных вещах святителя Феофана. По личным вещам можно судить об их обладателе, - говорит диакон Павел Сержантов.

Но какие же личные вещи у святителя, затворившегося в монастыре? Всё более чем скромно. Он не собирал богатства на земле.

Неудивительно, что келейный его быт описывается незатейливо: «Стены деревянные, без обоев… Мебель и вся обстановка до последней крайности простые и ветхие. Шкаф с угольником из простого дерева, оцененный в один рубль» [Колосов Н. Нравственный облик преосвященного Феофана Затворника, его келлия и кончина // Святитель Феофан Затворник. Рукописи из кельи. М, 2008. С. 15].

Остальное под стать. От святителя осталось два ящика с инструментами, станки для деревообработки. Это для рукоделия. И древние монахи-пустынники плели корзины, переписывали на заказ книги. И они от рукоделия получали пользу, не только для тела, но и для души. Трудиться потомкам Адама от Бога заповедано.

Среди личных вещей Феофана мы увидим еще палитру, фотоаппарат, телескоп, два микроскопа, анатомический атлас и атласы географические. Это характеризует святителя уже в качестве всесторонне образованного человека

И, наконец, книги, принадлежащие святителю, дают о нем знать как об ученом монахе. 3400 томов. Не считая журналов и брошюр было в распоряжении преосвященного.

Круг чтения большого радиуса

Подборка книг в келье велась на разных языках. Помимо родного русского и, конечно, церковно-славянского, святитель читал книги на древнегреческом, латыни, французском, немецком и новогреческом языках.

О чем читал? – Много о Священном Писании, более 300 изданий. Святоотеческие толкования, современные святителю библейские комментарии, исторические исследования. Конечно, Библия для православного человека – основа основ. Святитель читал греческую Библию по фототипическому изданию знаменитого древнего Синайского кодекса. Он охотно читал о Библии. Даже составил многотомный свод комментариев на апостольские послания. Хорошо бы на эти Феофановы труды хотя одним глазом посмотреть тем радикальным протестантам, которые любят рассуждать о невнимании православных к Библии.

В Феофановой келье обнаружились почти все русские издания святоотеческих творений и тексты Отцов на языке оригинала: монументальная серия греческой патрологии Миня, и латинская серия тоже. Всего около 100 названий.

Церковная современность и история

В какую эпоху жил владыка Феофан? Церковь была государственной, но критика в адрес Православной Церкви звучала в полный голос с самых разных сторон. Во владычней библиотеке собраны книги по христианской апологетике и сравнительному богословию, по истории религий, конечно, по догматике и нравственному богословию. Всех вместе до 300 названий. Среди них и творения протоиерея Иоанна Кронштадтского.

Около 100 названий по церковной истории. Начиная с древней церковной истории Сократа, с деяний Вселенских и поместных Соборов и до современных курсов по истории христианства. Много. Без хорошего знания истории мы обречены повторять ошибки прошлого, мы обречены находиться в плену своих фантазий о самых великих и влиятельных событиях былого.

Плюс к этому до 40 названий книг по истории западно-христианских исповеданий, в основном протестантских. Тоже актуально в послепетровскую эпоху.

Богослужебных книг насчитывается до 80 названий. Среди славянских церковных служб имеется много греческих. Сразу видно, владыка службу Божию любил. Вот я это пишу и себя спрашиваю, а сколько у меня дома литургических книг?

Помимо этого есть книги по пастырскому богословию, церковному праву, сектоведению, книги проповедей. На этом с церковными публикациями остановимся.

Светская литература

Прежде всего, отметим книги по русской истории. До 50 названий, включая классическую историю С. М. Соловьева. По всеобщей истории 24 названия. Обратим внимание на пропорцию. Книг по истории отечества значительно больше, это естественно для любого думающего человека из любой значительной страны.

Философия, психология, логика и педагогика, вместе взятые, дают нам еще до 80 названий. О чем пишу не без приятности. Сейчас труды по логике читают, пожалуй, лишь только студенты философских специальностей. Между тем, логика учит человека последовательно мыслить. По-моему это нужно не только будущим философам?

Предусмотрен в библиотеке святителя и литературный отдел, около 40 названий. В нем Пушкин, Шекспир, Гёте, Грибоедов, исследования по истории литературы. Читая самого святителя, любой отметит особый, присущий только ему язык. Яркий, живой. Много встречается «авторских словечек», весьма удачных неологизмов. Талант у него был несомненный, и еще к таланту была добросовестная работа над словом.

Продолжим путь по библиотеке и найдем еще 30 сочинений по медицине, чуть больше по естествознанию. Среди них и Дарвин, Фогт. Не проходил святитель мимо влиятельных идей его времени, мимо того, что будоражило умы.

Книги по языкознанию соседствуют со словарями и грамматиками многих языков. Наше перечисление близится к концу. Остались энциклопедии, художественные издания по религиозной тематике. И богатая периодика, до 120 названий, в основном богословские, христианские журналы, но есть и светские естественно-исторические. Как без периодики? Владыка Феофан «держал руку на пульсе».

Вся эта обширная библиотека внушает мне еще большее уважение к нашему великому святителю, которого я и без того люблю.

Библиотека. Это набор инструментов, которым святитель Феофан умело пользовался во славу Божию. В эпоху интернета нам трудно представить, сколько трудов стоило собрать подобную библиотеку. И еще освоить те книги из собрания, которые того стоят. В наши дни поиск и получение нужной литературы сильно упростился. А вот отобрать нужное, самое надежное, ухватить «саму соль», проанализировать, – с этим проще не стало. По моим личным наблюдениям…

Пресс-служба Вятской Епархии
по материалам сайта «Православие и мир»