Новости Вятской митрополии

Источник информации: Вятская митрополия
14 Ноября 2013

При Мурыгинском детском доме-интернате для умственно-отсталых детей с 6 июля действует домовая церковь, где каждый четверг совершаются богослужения. Утра этого дня недели теперь с нетерпением ждут и сотрудники, и воспитанники интерната.

В один из октябрьских четвергов, захватив фотоаппарат, присоединяюсь к батюшке Валерию – настоятель Крестовоздвиженского храма в п. Мурыгино протоиерей Валерий Гошев вместе с певчей Ангелиной ранним утром спешат на машине в поселок, в котором расположен интернат, чтобы совершить литургию.

…К отцу Валерию выстраивается очередь ребят с записками в руках – дети спешат поведать батюшке свои грехи. Пока священник принимает исповедь, я попадаю под руководство учителя интерната – Ольги Анатольевны Койковой, которая и знакомит меня с закрытым миром за обширной стеной…

Мир за стеной

Мурыгинский детский интернат - это единственное медико-социальное учреждение в области, в котором воспитывается порядка трехсот сорока детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Однако в стенах этого интерната живут не просто сироты, а дети и подростки, включая взрослую молодежь до 30 лет, имеющие разной степени отклонения в интеллектуальном развитии. Интернат включает в себя несколько отделений – медико-социальное, психолого-педагогической помощи, отделение инвалидов молодого возраста и отделение милосердия, где лежат маленькие дети, неспособные ходить.

В коридоре к нам с Ольгой Анатольевной примыкает молодой человек с фотокамерой на шее. Воспитанник интерната Олег Сидоров на вид совершено обычный подросток, достиг успехов в параолимпийском спорте и благодаря участию в соревнованиях побывал в разных городах и даже посетил другие страны. В интернате Олег взял на себя миссию фотографа (воспитатели разрешили ему на поступающие от государства средства купить хороший фотоаппарат), помимо помощи в делах хозяйственных, мальчик на литургии помогает батюшке - во время причастия держит Чашу.

Вместе с Ольгой Анатольевной и Олегом проходим по помещениям интерната. В коридорах нет едкого запаха лекарств, присущего больницам, на подоконниках повсюду цветы. Навстречу выбегают дети, здороваются. Девчонки в длинных юбках спешат на службу в домовой храм... А мы заглядываем в помещение интернатской библиотеки. В ней немноголюдно – лишь один мальчик, с затруднениями произносящий отдельные фразы, оформляет книжку. Прошу показать, что берет почитать, вероятно, сказки… Нет. Оказалось, в руках мальчонка сжимает Библию.

Далее в нашей экскурсии следует медицинский центр, в котором проводится диагностика и лечение юных пациентов. В медцентре стерильно и чистенько, помимо различных кабинетов – перевязочная. Но как раз-таки эта подчеркнутая стерильность останавливает на мысли: насколько излечимы пациенты? Как правило, в этом детском доме находятся дети до определенного возраста и причина выбывания вовсе не выздоровление. Просто по наступлению 30-летия обитатели мурыгинского детдома поступают в другой интернат - для взрослых. Если доживут… Но, даже находясь в медицинском центре, не предполагала, что самые тяжелые впечатления еще впереди.

Заглядываем в швейную мастерскую. За работой трудятся несколько девушек. Как рассказала преподаватель мастер по шитью Наталья Семеновна Абрамишвили, девочки полностью обеспечивают интернат постельным бельем, а также шьют рабочие рукавицы и мужские трусы для мальчишек, вяжут шерстяные носки. На стеллажах и стенах красивые поделки, декупаж. Каждая вещица хранит тепло рук юных мастериц. А еще ребята любят делать гостям подарки, вот и мне подарили теплые вязаные носочки.

Рядом со швейной мастерской - костюмерная. Десятки ярких костюмов сказочных персонажей для концертов, сценок и наглядных уроков с инсценировками - также работа детей, проживающих в интернате. Правда, у каждого свои возможности и степень освоения мастерством. Кто-то умеет строчить на машинке, а кто-то изо дня в день выполняет только одну простейшую операцию – например, обводит мелом контуры по выкройке или обрезает ткань. Помимо швейной, в интернате есть столярная, картонажная (где клеят конверты) мастерские.

Мы же поднимаемся этажом выше, в кабинет растениеводства. Здесь много зелени от простых комнатных цветочков до интересных редких растений. Как пояснила Ольга Анатольевна, основные растениеводы – это мальчишки. На столах несколько трехлитровых банок огурцов – их ребята засолили сами и по своей инициативе. Они же ухаживали летом за огурцами в интернатовских теплицах. Заглядываем в соседние комнаты: уютные, обустроенные, некоторые с паласами на полу и с компьютерами на столах – палатами точно не назовешь. В некоторых комнатах проживают по двое человек, для взрослых ребят вполне сносные условие проживания, напомнившие мне студенческое общежитие. Однако вселившийся оптимистичный настрой быстро сменился иным состоянием, когда поднялись в отделение милосердия – приют для самых слабеньких. На кроватках в палате лежат и сидят маленькие детки. Да, в интернате за ними есть уход, они в чистоте и накормлены… Но многие из этих ребят не смогут ходить, читать, разговаривать… Но они живут, слушают звучащую по радио музыку, машут под эти звуки ручками, есть ощущение, что как-то по-своему общаются между собой. Даже в этом доме-интернате для умственно-отсталых детей в отделении милосердия своя атмосфера, свой мир. Это признают и сами воспитатели. И слово «милосердие» здесь не просто в названии отделения. Милостивыми должны быть сотрудники, которые каждый день детей переодевают, кормят, общаются с ними. У этих ребят нет другой радости, как общение с сестрами.

И все же этот труд не каждому по силам. Провожатый воспитанник интерната Олег заметил, что многие сотрудники, устроившись сестрами по уходу в это отделение, часто не выдерживают и дня, - уходят с работы. Ольга Анатольевна справедливо добавила, что «здесь может работать только человек с большим сердцем, без любви, терпения, заботы не сделаешь ничего». Но ведь и сама Ольга Койкова, не иначе как с большим любящим сердцем, в стенах интерната она трудится уже 25 лет. Имея свою семью, детей все же она большую часть жизни проводит на работе. Ведь не случайно многие интернатовские дети считают ее своей «мамочкой», некоторые так и называют.

- Любовь к Богу выражается в поступках милосердия, - говорит священник Валерий Гошев. – Почему Господь говорит: покуда узнают, что Вы мои ученики – потому что имеете любовь друг к другу. Любовь подразумевает и милосердие к ближнему.

 «Блаженны плачущие, ибо они утешатся»

….Возвращаемся на утреннюю службу. Домовая церковь переполнена прихожанами, среди которых и сотрудники интерната, и воспитанники разных возрастов. Ребята поочередно пробираются к подсвечникам и трепетно зажигают свечи. Когда священник читает Евангелие, в храме, несмотря на многолюдность, воцаряется тишина… Заповеди блаженств будто адресованы каждому здесь находящемуся. «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся...

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят…».

Слова Господни проникают прямо в сердце. О чем здесь молятся дети? Вряд ли они просят у Бога успехов в учебе и тем более земных благ. Даже ценность здоровья не каждый находящийся в этих стенах сможет в полной мере осознавать. Здесь не задают вопросов почему именно они и именно здесь оказались и что будет завтра… В детском доме, просто живут, а на молитве предстоят пред Богом и искренне взывают «Хлеб наш насущный дай нам на сей день»…

Причастие Святых Христовых Таин – минуты особой духовной радости. Взрослые дети приподнимают к Чаше младенцев. Причастив малышей, батюшка подходит с Чашей к колясочникам. Окормив всех приготовившихся в этот четверг к принятию Святых Даров в стенах церкви, отец Валерий с Чашей поднимается в отделение милосердия. По завершению литургии батюшка также совершил водосвятный молебен. В конце службы ребята прикладываются к иконе Сергия Радонежского. Этому святому также когда-то не давалось учение, но с Богом он преодолел трудности, и дети прикладываются к иконе, обретая утешение, веруя в помощь и заступничество святого.

…Всей душой ребята привязались к доброму пастырю, который их окормляет. Но и для самого священника этот непростой труд – благодатный. Уже по возвращении домой отец Валерий поделился ощущением, что здесь, в домовой церкви при детском доме, служба по-особому умиротворяет и очищает душу, ведь помыслы ребячьих душ - чисты.

- У этих детей с умственной отсталостью души чисты, а потому духовно проще их окормлять, при разговоре с такими детьми чувствуешь духовную радость. - признается отец Валерий. – Чувствуешь их чистоту, их детскую непосредственность, неиспорченную грехом. Общение с этими детьми меня даже обогащает духовно, как священника.

 Паломничество как луч света

Сотрудники и воспитанники интерната ощущают, что с появлением домовой церкви в детском доме появился очаг тепла и Божией благодати. За те четыре месяца, что походят здесь Богослужения, многие младенцы и отроки приняли крещение. Утром по четвергам дети исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. Как жить этим ребятам, как работать сотрудникам, где черпать терпение, любовь, милосердие – иначе как не с Богом? И еще одним лучом света в жизни ребят стали паломнические поездки.

В августе 2012 года дети оказались в удивительной поездке – вместе с паломнической группой «С Вятки» поехали по местам преподобного Трифона Чудотворца в Пермский край. У одного из мальчиков в поездке случилось чудо.

- Когда мы оказались на Белой Горе в Пермской Епархии Никита неожиданно для нас вдруг заговорил, до этого мы думали, что 22-летний молодой человек только промычать может, - рассказывает Ольга Анатольевна. – Заговорил Никита целыми предложениями. Когда мы его спросили, мол, ты разве говорить умеешь – мальчик ответил: «Да, когда мне очень хорошо». Вернувшись из паломничества, мальчик начал мастерить храмы из картона. Теперь все коробки из-под конфет не выбрасываем – передаем Никите. Он каждое утро ко мне подходит, здоровается, спрашивает, как дела и приступает к изготовлению макетов храмов. Так к нему коснулась Божия благодать.

Особый смысл принесла поездка и воспитаннице Ирине. У этой доброй старательной девочки на кистях рук вместо пальчиков култышки, и это не помешало ей заниматься рукоделием и даже рисовать. И на службе в паломничестве Ирина вдруг видит на батюшку, который ведет службу, и обращает внимание на его руку, лишенную пальцев. И тут Ирина произносит: «Я не одна такая, с этим можно жить».

У 17-летнего Евгения Помыткина после поездки по местам Трифона Вятского также произошло личное чудо. Мальчик целых семь лет не видел маму, молился в паломничестве о встрече с ней,. И вдруг вскоре после поездки она приезжает с подарками. Что ее подвигло на встречу с сыном? Не детская ли молитва прикоснулась к сердцу матери?

Учитель Ольга Анатольевна уже возила ребят в Троице-Сергиеву Лавру к мощам Сергия Радонежского, в село Годеново к Животворящему Кресту, в столицу к Матушке Матронушке… Правда, группы ребят приходится набирать небольшие – в среднем от 6 до 12 человек. Но для тех детей, кому посчастливилось побывать у святынь, – такие поездки несут большую радость, не случайно ребята о них вспоминают и рассказывают месяцы и годы.

Примечательно то, что и домовую церковь начали строить сразу после возращения воспитанников из паломнической поездки. Верующие сотрудники и ребята видят в этом Чудо.

- Очень хорошо, что люди у нас здесь благо творят, - говорит Ольга Анатольевна. - И слово «благотворитель» от того и звучит, что «творивший благо». и, может быть, спасется в жизни иной. Названия храму пока не дали, назовем, как благословит Владыка, но у нас есть пожелания назвать домовую церковь во имя преподобного Трифона Вятского или Всех Вятских Святых, поскольку создание храма начало развиваться после поездки по святым местам преподобного Трифона, и мы полагаем, что он - наш Небесный покровитель.

Лада Баева