Новости Вятской митрополии
12 и 13 февраля в рамках Дней Православной Молодежи в г. Кирове ряд встреч провел гость из Соединенных Штатов Америки - Олег Владиславович Воскресенский. Магистр богословия в Америке, кандидат педагогических наук и соавтор учебника по Основам Православной Культуры в России – О. В. Воскресенский с удовольствием проводит семинары о разумном обосновании православной веры с научно-исторических позиций.
- Олег Владиславович, Вы со столь большим энтузиазмом рассказываете об открытиях в науке, подтверждающих достоверность событий двухтысячелетней давности, описанных в Евангелии, а каков был Ваш путь к вере?
- Родился я в День памяти святой великомученицы Татианы, наверное, мне предопределен этот путь академический. И к Богу пришел путем поиска личного, философского… Работал педагогом литературы, затем экскурсоводом в Москве. Благодаря своей деятельности был широко знаком с культурой России, православным наследием, однако при этом не был верующим человеком. Культура, которую изучал – православная литература, архитектура… мне о вере говорила, но я философии не доверял. Потом в жизни появился человек, и его личное свидетельство оказалось для меня решающим. Не думаю, что я бы так сразу уверовал, не пройдя предыдущие пути… И я увидел, что можно по вере в Бога жить - человек так реально живет и при этом более счастлив, чем я. Мне тогда захотелось эту веру попробовать, возложить доверие. Признаюсь, возлагал постепенно: сначала попробовал одну часть своей жизни, затем вверил Господу другую… работу, материальное благосостояние, затем что-то еще и, наконец, самое дорогое – решил поручить Богу свою семью, своим молитвам к Нему. И увидел, что «это работает». Чудеса. Когда стараешься жить с Богом, все получается лучше, в жизни появляется особый смысл и, главное, живется радостнее.
- Помимо того, что Вы родились в Татьянин день, у Вас весьма говорящая фамилия. Воскресенский – это не псевдоним, соответствующий Вашей проповеднической деятельности?
- Фамилия исконно русская, я потомок священнослужителей. Буквально вчера в России навестил свою стодвухлетниюю тетушку. Мы с ней посидели над нашим родовым деревом, и оказалось, скольких мы можем проследить – на три поколения по отцовской линии – у нас все священники. И мой дед отец Александр Воскресенский в декабре 1937 года был расстрелян за веру Христову, один из новомучеников Российских. В местечке в Подмосковье есть мемориал его памяти.
- Америка у многих ассоциируется с краем особого произрастания греха, насколько сегодня там востребована Православная Церковь, каково ее место среди различных протестантских церквей?
- Северная Америка занимает значительную территорию, она очень не однообразна. Я живу на северо-западе в городе Сен-Пол - столице штата Миннесота, едва ли не на границе с Канадой. Русско-язычного населения, исторически расположенного к Православию, в городе не много, но есть: в городе численностью 2,5 миллиона человек – 25 тысяч человек – русскоязычные, условно говоря, каждый сотый говорит по-русски. Православных церквей у нас в городе порядка 30 на сотни протестантских. Но при этом расположенность к Православию в наших краях очень даже явная. И если по количеству храмов и по численности верующих Православная Церковь не велика, то по темпам роста в предпоследние 25 лет Православие у нас было самой быстро быстрорастущей конфессией – в основном за счет обращения людей из других церквей. В Православие в последнее время активно переходят протестанты – это люди прошедшие библейскую-богословскую подготовку, они цитируют страницы Библии, у них есть церковная дисциплина – десятина для них важна, ответственность за Богослужение… Выходит, что наши церкви более «мирянские» - таково веяние сегодня в Америке. И когда я говорю о Православной Церкви, то это не значит, что о Русской Православной Церкви, у нас в городе русских только две, три-четыре украинские, порядка семи греческих и столько же американских, пара румынских, сербских, грузинские, армянские, коптские. Отток в Православие происходит по ряду причин, об этом в двух фразах не расскажешь. Послевоенная эпоха «воспитала» разочаровавшихся людей в протестанской традиции, многие из них получили богословское образование, занимаются миссионерством, благотворительностью и… начинают задумываться: а откуда собственно все это происходит? Начинают обращаться в историю… Американской истории 300 лет, смотреть особо не на что. И тут присматриваются к Православию, которое веками накапливало богатый духовный опыт, искусство, Литургию, и, конечно, сохранило Таинства. Ведь в протестанской традиции таинств как таковых не происходит, разве что только воспоминания о тех традициях. Все это становится привлекательным для воспитанных в протестантизме американцев, и многие из них переходят в Православную Церковь вместе с нами славить Бога.
- Вы говорите также и о том, что православная вера истинна, что нас как православных христиан не может не радовать. Быть может, этому утверждению также есть научное обоснование…
- Только в Православии напрямую происходит общение с Богом. И Бог у нас – Личность. Мы обращаемся к Нему, при этом, не снимая с себя ответственности. И если посмотреть с позиций истории, очевидно, что Православная Церковь, сохранила традицию в чистом виде. Только в Православии сегодня совершаются Таинства, как заповедовал Апостолам Сам Господь. И, конечно, придя к вере, я уже сам опытным путем постиг, что при общении с Богом, особенно в храме при соборной молитве у нас, православных христиан, участвуют – и зрение, и слух, и обоняние, и даже осязание… то есть все органы чувств. В процесс Богообщения включена вся Личность человека.
- Вы будучи педагогом по образованию и к тому же недавно защитив кандидатскую работу по теме «Религиозный компонент в светской школе США», читаете ли лекции для американских студентов?
- Несколько раз пытался преподавать в Штатах, но ощущал, что это не для меня. У американцев другой менталитет, современная молодежь выросла на поп-культуре, которой я не понимаю. В России же аудитория осмысленная. Наверное, потому я сейчас и здесь. Конечно, моя жена хочет, чтобы я жил, как все нормальные люди, утром уходил на работу, вечером - возвращался. Я же пока треть жизни провожу в поездках, участвую в различных семинарах, читаю лекции на Украине, в Латвии… особенно в России. При этом я ощущаю востребованность у аудитории, в этом вижу на сегодня свое предназначение. Однако американцы очень любят у меня семинар «Загадки русской души». На самом деле это не моя цитата, Черчиль назвал русскую душу загадкой, обернутую в загадку внутри другой загадки. При этом, чтобы навести особый контакт с аудиторией, привлекаю своих детей – дочка и сын у меня воспитаны на двух культурах: русской и американской. О «загадке русской души» американцы слушают с большим любопытством. Другой вопрос: смогут ли разгадать? Ведь чем больше стараешься разгадать, тем порой она предстает загадочнее.
- Свою презентацию об «Открытиях…» начинаете с того, как многие мыслители, философы, писатели, поэты задаются поисками смысла жизни. Вы сам будучи профессором-богословом можете поделиться мыслями по этому поводу?
- Мне кажется, с чего я и начинаю презентацию, смысл жизни мы должны искать в осуществлении замысла Божиего о нас. Не нас всех, а каждого из нас. Ведь каждого человека Господь сотворил по своему усмотрению, своему замыслу, очень лично, очень индивидуально. Поэтому и осмысление своей жизни, и предназначение своей жизни мы можем найти только через живые отношения с ним. У Него и надо спрашивать, Он Личность бесконечная… Ему известно предназначение каждого человека. Я могу только про себя ответить. На что потратить жизнь каждому из вас – отвечать мне, наверное, не целесообразно, а вот показать туда, где я нашел предназначение в жизни – я могу. Это мои личные отношения с Богом. Я у него спрашиваю, и Он мне отвечают. Пока я не пришел к этим отношениям с Творцом, я спрашивал людей. И я прислушивался к некоторым советам… Как видите, я всячески ухожу от ответа и пытаюсь направить Вас к личному поиску живых отношений с Богом. Он на самом деле отвечает, если мы умеем молчать и слушать. Есть такое представление, мол, молитва – это когда мы говорим, на самом деле молитва – это когда мы слушаем. Есть такой анекдот на тему: «Бабушка говорит: «я молюсь-молюсь, молюсь-молюсь, молюсь-молюсь, а Он ничего не отвечает…» Да Вы же ему слово сказать не даете!» Давайте постараемся быть внимательными, и Он нам всегда отвечает. Богооставленность – это уже крестная мука, надеюсь, большинства из нас она минует. Хотя бы потому, что мы слабые, просто, может, надо себе в этом признаться.
Лада Баева
=Олег Владиславович Воскресенский
- Родился 25 января 1957 года и до 1991 г. жил в Москве. Окончил филологический факультет Московского государственного педагогического института (1979). Работал учителем и экскурсоводом.
- В эмиграции в США с 1991 года. Учился в Свято-Троицкой православной духовной семинарии в г. Джорданвилль (Нью-Йорк, США, 1991-1992). Впоследствии получил магистерскую степень по богословию в Вефильской евангельской духовной семинарии (Bethel Seminary, 1997) и второй магистрат по психологии и социологии общения в Вефильском колледже(Master of Communications, Bethel College, 2003) в г. Сент-Пол (Миннесота, США). Работал переводчиком, затем – сотрудником благотворительной организации помощи беженцам "World Relief".
- С 1997 по 2007 г.г. – проповедник в русскоязычных церквях Миннесоты и ведущий программы Христианского радио на русском языке в Миннесоте. Переводчик христианской литературы. В 2005 году вышла из печати его первая собственная книга «Начало премудрости», содержащая избранные статьи, проповеди и стихи.
- С 2006 года – преподаватель/миссионер служения «В поисках веры». Проживает в г. Сен-Пол.