Новости Вятской митрополии

Источник информации: Вятская митрополия
4 Июня 2014

…В 3 часа утра паломники под колокольный звон сегодня продолжили путь из села Бобино. На пути к селу Загарье крестный ход встречает восход солнца.

Около 10.00 Загарье принимает гостей. Село находится в юго-восточной части Юрьянского района, в 36 километрах от города Кирова. В окрестности села расположены 14 деревень. Легенда гласит: «Сухим летом начала XVII века случился пожар за городом Хлыновом. Осталась гарь, которую использовали для посева. В 1623 году здесь и возник приход, была построена церковь Вознесения и село Загарское рядом с деревней Мартыновкой». Позднее, в 1789 году, была построена каменная двухэтажная Вознесенская церковь. В 1829 году по проекту известного вятского архитектора Дюссара де Невиля была выстроена колокольня. Строили храм на церковные и народные деньги. Церковь имела три престола: в честь Вознесения Господня, в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя Архистратига Божиего Михаила. Церковь была из белого камня с зеленым куполом. Очень красивая снаружи и внутри. После Великой Отечественной войны Вознесенская церковь была разрушена. Кирпич вывезли на строительство средней школы в поселок Мурыгино. Осталась только часть колокольни, которая служит как водонапорная башня. В настоящее время в селе Загарье и деревнях проживает до 1500 человек. Службы совершаются в деревянном храме, находящемся неподалеку от разрушенной церкви.

…По традиции на возвышенности села рядом с разрушенным храмом совершается молебен. Паломники встают в очередь поклониться образу святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских. Местный батюшка протоиерей Александр Зверев щедро кропит изнуренных паломников святой водой.

Насытившись пищей духовной, крестоходцы спешат на отдых. Паломники отмечают хорошо организованную торговлю в селе Загарье – без особых очередей можно купить хлеба, пряников, чтобы подкрепиться. Работает также полевая кухня, военные наливают желающим кипятку. Рядом «дежурит» пожарная машина, полиция, и скорая помощь. Как сообщили медработники, в основном обращаются с мозолями, пожилые люди - с болями в суставах. После получения первой помощи паломники мужественно продолжают путь. Случаев обращения с клещами пока не было. К счастью, не было пациентов и с серьезными заболеваниями.

В окрестностях села у крестоходцев есть время перевести дух. Паломники стараются немного отдохнуть перед дальнейшей дорогой. …За столом рядом с полевой кухней трапезничает группа паломников из Дивеево и Рязани. Раб Божий Алексей (так представился длиннобородый паломник) на Великую идет с братьями по духу. Тяготы пути встречают со смирением, отмечают, что, прежде чем отправиться в крестный ход, поклонились святым мощам преподобного Серафима Саровского. Жители Дивеево испросили благословения у своего близкого святого и в свою очередь приглашают знакомых посетить их святыни – Дивеевскую обитель.

На крыльце магазина встречаю мальчишку из Воронежа, которого фотографировала в палаточном городке возле Трифонова монастыря 2 июня. Женя сам ко мне подбежал: «Здравствуйте» - во весь рот улыбается парнишка. «Идем мы с бабушкой, мне идти не трудно, очень нравится. Ведь в крестный ход я иду уже в пятый раз», - делится впечатлениями воронежский пятиклассник. Тут подходит его бабушка. Женщина поделилась, что крестный ход оказывает благодатное действие на внука: Женя с детства гиперактивный ребенок, из-за чего ему сложно дается учеба, трудно сосредоточиться на занятиях, но приобщение к святыням, молитва, поклонение образу святителя Николая излечивают духовно.

Раз уж не иду нынче в крестный ход, внутренний позыв велит зайти в местный храм, поставить свечи, написать пометки, чтобы батюшка помянул в молитве о здравии родных, а ушедших – об упокоении. …На крылечке деревянной церкви присел дедушка. На мое приветствие представился: «Анатолий Георгиевич Нефедов, из Армавира». Человек приехал за тысячи километров на поезде поучаствовать в крестном ходе впервые. Говорит, что идется пока нормально, для него сегодня не жара, а просто теплый день, мол, на юге у них и «под пятьдесят градусов бывает». Анатолий Георгиевич рассказал, что недавно из православной газеты он узнал о Великорецком крестном ходе, но поехать не чаял, поскольку занимается пчеловодством, а для пчеловода вырваться летом на неделю – большая роскошь. Но нынче как по заказу на юге не цвела акация, он перевез ульи на липу и со спокойной душой отправился на Вятку. На будущий год, если Бог даст, собирается приобщить к путешествию и домочадцев.

В разговор включаются крестоходцы, что расположились неподалеку в тенечке возле храма - группа паломников из Ростова-на-Дону. Руководитель «ростовской» группы от общественной организации «Императорское православной палестинское общество» - Ирина Стефановна Ищенко на реку Великую совершает паломничество с 2008 года, сейчас идет уже седьмой раз. Нынче ростовчане прибыли на Вятскую Землю на двух автобусах в составе 70 человек. Помимо жителей из Ростова, приехали православные из Сочи и других городов Краснодарского края. В группе люди разных возрастов: есть пожилые люди, есть девушки и молодые ребята, но самой младшей участнице – Софье – всего два года. Вместе с мамой девочка совершает путь на Великую. Между тем, паломничество у ростовчан началось еще 30 мая. Посетив Тихо-Задонский монастырь, автобус прибыл в град Муром, а к 3 июня и на Вятскую Землю.

Однако южные гости советуют послушать рассказ вятской бабушки Таисии, что присела на скамейку неподалеку. 88-летняя Таисия Федоровна Кротова, жительница деревни Лошкари, приехала в Загарье почтить Великорецкий образ святителя Николая, встретить паломников. Бабушка вспоминает, как впервые пошла в крестный ход в 1881 году, как это было непросто. Мало того, что дорога была неудобной, паломникам в то время приходилось прятаться от властей, преодолевать заграждения. Но и в те советские времена в селах крестоходцев радушно встречали верующие люди, устраивали на ночлег, также о некоторых организованных стоянках хлопотали священники. По словам бабушки, для официального разрешения крестного хода много хлопотал вятский писатель Владимир Морозов, который сам ходил на Великую.

Ближе к полудню паломники начинают собираться, складывать коврики, взваливать на плечи рюкзаки. Село пестрит разнообразным людом – православными со всей Матушки-России…

Загорелый с золотистой бородой священник, узнав, что фотографируют из пресс-службы Вятской Епархии, передает низкий поклон Владыке Марку от «недостойного» протоиерея Удмуртской епархии Владимира Петрова, вспоминает, что с правящим архиереем Вятской Митрополии некогда в былые годы вместе проходили обучение.

А вот и сам Владыка Марк. Митрополит Вятский и Слободской проходит вдоль села Загарье. Владыку окружают паломники, спеша получить архиерейское благословение.

12.00 – под песнопения и славления святителя Николая икона снова отправляется в путь. До ночной стоянки в с. Монастырское еще продолжительные километры. Во второй день пути – самый продолжительный день Великорецкого хода - паломники пройдут пешком порядка 50 километров.

Пресс-секретарь Вятской Епархии

Лада Баева. Фото автора