Новости Курганской и Шадринской епархии

3 Января 2015

Впечатления участника Х Курганских областных Рождественских чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»

27 ноября 2014 года мне довелось побывать в Кургане, где проходили Х областные Рождественские чтения на тему «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Высокопреосвященнейший Константин, архиепископ Курганский и Шадринский, председатель Синодальной Богослужебной комиссии пригласил нас – профессора Андрея Леонидовича Вассоевича, профессора Александра Леонидовича Казина и автора этого очерка – выступить с докладами на Чтениях. Профессор Казин накануне вылета в Курган заболел, поэтому благословение Владыки мы исполняли вдвоем с Андреем Леонидовичем.

Архиепископ Константин (Горянов) 12 лет возглавлял Санкт-Петербургские духовные школы, оставив о себе добрую память в среде православной интеллигенции северной столицы. И не мудрено, ведь благодаря ему в нашем городе были создана межвузовская ассоциация «Покров», не только объединившая студентов и преподавателей вузов города, но сподвигшая многих уважаемых ректоров принимать личное участие в духовно-нравственном воспитании молодежи. Активно действовал также Собор православной интеллигенции. Увы, после перевода Владыки в Курган эти инициативы зачахли. Однако хотя архиепископ Константин уже 6 лет окормляет Курганскую епархию, контакты с питерской профессурой, писателями и представителями общественности продолжают сохраняться. И сам Владыка нет-нет да и заглянет в Петербург, где он остается главой редакционного совета одного из крупнейших современных литературно-публицистических журналов «Родная Ладога», и гости из северной столицы посещают в далеком Зауралье.


Я был в Кургане уже в третий раз. Два года назад, воспользовавшись участием в Ильинских чтениях в Екатеринбурге, я приехал из столицы Урала на автобусе в Курган, чтобы по благословению Владыки принять участие в традиционном Утятском крестном ходе. Тогда я узнал историю уникальной святыни – Утятского образа Святителя Николая, обретенного в селе Утятское.

В прошлом году Владыка пригласил нас главного редактора «Родной Ладоги» поэта Андрея Реброва, его заместительницу поэтессу Валентину Ефимовскую и меня на празднование юбилея великого подвижника здешних мест, небесного покровителя Курганской земли преподобного Далмата Исетского. Мы побывали в старинном зауральском городке Далматово, где постепенно возрождается основанный преподобным Далматом монастырь, приняли участие в Далматовских торжествах.

На этот раз мы побывали еще в одном святом месте Курганской епархии, впрочем, и всероссийски известном месте – в селе Чимеево, где пребывает великая святыня Чимеевский образ Божией Матери. Впрочем, обо все по порядку.

Добраться в Курган можно только самолетом из Москвы (если без пересадок), который летает крайне неудобно, - всегда обеспечена бессонная ночь, поскольку самолет вылетает в полночь, а в Курган прилетает около пяти часов утра местного времени. Поэтому мы вылетели в Курган накануне Чтений 26 ноября. Однако отсыпаться долго в гостинице после бессонной ночи нам не пришлось, - через несколько часов мы были уже в резиденции Владыки и после трапезы поехали в Чимеево.

В конце ноября погода в Москве и Питере редко опускалась ниже нуля, снега не было, а в Кургане была уже в полном разгаре зима, морозец стоял изрядный, ночью доходил до минус 27! Поля заснежены, по дороге, пока ехали в Чимеево (а это около девяноста километров на север от Кургана) мела поземка. Какие-то давно забытые образы всплывали в сознании – то ли из прекрасного фильма «Метель» по А.С.Пушкину с чудной музыкой Г.В.Свиридова, то ли из далекого деревенского детства. Вообще, природа Зауралья очень напоминает среднюю полосу России. Если забыть, что ты на Курганской земле, вполне можно решить, что едешь по Орловщине, Брянщине или Рязанщине, - те же поля, косогоры, перелески, справа и слева от дороги виднеются красавицы русские березки.

Чимеево – село старинное, ведет свое начало с XVII века. Есть несколько версий, объясняющих происхождение загадочного названия. Одна – романтическая, согласно которой Чимея – имя татарской княжны, которую утопили в близлежащем озере вместе с братьями враги, захватившие их владения. Русские, колонизовав эти земли, загадочное название оставили. Но есть и более прозаическая версия, гласящая, что название происходит от прозвища бандита-каторжанина, убитого в этих местах.

Село Чимеево издавна знаменито своей чудотворной иконой Божией Матери, которая, согласно преданию, пришла в эти места по реке Нияп притоку Тобола, пришла против течения. Особое почитание Чимеевской иконы (это извод Казанской иконы Богородицы, память ее празднуется 21 июля, в день обретения Казанского образа) началось в недавние времена, в конце прошлого века. Этот образ - редкий случай, когда и в богоборческие времена сохранился подлинник. Икона и без рассказов о многочисленных чудесах и исцелениях поражает необычным ликом Божией Матери. Удивительны очи Пресвятой Девы, пронзающий самые глубины души взгляд. Как-то само собой возникает желание пасть ниц перед этим святым образом.

Икона многие десятилетия находилась в местном сельском храме. Но в последние годы Священноначалие решило создать в Чимеево мужской монастырь. Пока главным собором монастыря является все та же традиционная деревянная сельская церковь, где многие годы пребывал образ. Впрочем, на территории монастыря выстроены прямо-таки царские хоромы – архиерейские покои. Здание удивило нас с А.Л.Вассоевичем не только своими изысканными архитектурными формами, но и внутренним убранством. Везде – в лестничной решетке, обоях, шторах видна рука опытного высококлассного дизайнера. Как выяснилось, в строительстве и убранстве этого монастырского дома принимала участие … Алла Борисовна Пугачева. Ну никак мы не ожидали услышать такое шокирующее сообщение. Неужели это та самая Пугачева, которая устраивает пошлые шоу, выставляет напоказ свои адюльтеры, поддерживает сомнительные проекты?! И вдруг участие в строительстве монастыря в зауральской глубинке… Воистину неисповедимы пути Господни. Бывали тут, как оказалось, и другие звезды шоу-бизнеса: Кристина Орбакайте, Стас Михайлов и др. Что ж благодать Божия может коснуться самых разных людей…

На следующий день, в четверг 27 ноября, состоялось то мероприятие, ради которого мы и прибыли в Курган, - в молодежном центре Курганского государственного университета открылись Рождественские чтения «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».

Прежде всего нас поразил и порадовал полный зал слушателей, - а в зале около 700 мест! В столицах такое количество людей на церковно-общественных мероприятиях – редкость. В зале присутствовали священнослужители, педагоги, студенты, обычные миряне.

Впечатлил нас и высокий уровень представительства на чтениях государственных чиновников и педагогического сообщества, свидетельствующий о добрых отношениях церковной и светской власти в регионе. Участников чтений приветствовал заместитель губернатора области Александр Карпов, который зачитал приветствие от губернатора и выразил надежду на продолжение плодотворного сотрудничества с епархией. Депутат областной думы Татьяна Военкова приветствовала участников чтений от имени председателя Законодательного собрания области. А заместитель председателя Курганской городской думы Александр Якушев подчеркнул, что между городскими властями и епархией сложилось взаимопонимание и взаимодействие, в том числе и в вопросе о необходимости сберечь память о наших великих предках.

С бодрой речью к собравшимся обратился депутат Государственной Думы от Кургана Александр Ильтяков, продемонстрировавший глубокое понимание не только внешнеполитических проблем, но и церковно-государственных отношений. Приятно было слышать такую речь депутата. Как-то мы привыкли воспринимать большинство депутатов Госдумы как статистов, - оказывается, есть и среди них люди думающие и понимающие.

Чиновники выступали и уходили по своим делам, а вот и.о. ректора Курганского госуниверситета Роман Скиндерев присутствовал на чтениях вплоть до окончания пленарного заседания. В своем слове он заявил, что для его вуза огромная честь проводить в своих стенах чтения. Ректор ведущего вуза Кургана порадовал прямо-таки государственным мышлением, отметив, что наше образование должно соответствовать нашему культурному контексту. Если б так мыслили все чиновники, Россия шагала бы вперед семимильными шагами! Еще один замечательный идеологический посыл услышал я в речи ректора, - он отметил, что преподаватели вузов с надеждой смотрят на духовенство в деле воспитания патриотизма.

От имени центральной церковной власти чтения приветствовала Екатерина Кузнецова, специалист Синодального отдела религиозного образования и катехизации, которая зачитала приветствие председателя отдела митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия.

На пленарном заседании прозвучало три доклада. Первым был доклад правящего архиерея, кстати, профессора Екатеринбургской семинарии, архиепископа Константина. Тема доклада - «О подвиге русского православного духовенства в Первую мировую войну 1914-1918 гг. (к 100-летию Первой мировой войны)». Владыка отметил, что несмотря на интерес историков к теме забытой в советское время войны, выразившийся в многочисленных конференциях, симпозиумах, о подвиге духовенства говорится крайне редко. Архиепископ Константин привел многочисленные примеры ратного мужества, твердости духа русских священнослужителей, многие из которых сложили головы на поле брани, нередко увлекая воинов в атаки, служа примером верности долгу и безстрашия в минуты опасности.

Доклад профессора Андрея Вассоевича, руководителя Санкт-Петербургского центра Российского института стратегических исследований был посвящен теме «О значении славяно-русского корнеслова в условиях информационно-психологической войны против России». Андрей Леонидович призвал священнослужителей и педагогов стать передовым отрядом борцов в такой тонкой и специфической области как наименования и смыслы слов.

Мой доклад был посвящен теме «Основные принципы государственной идеологии России». Полную версию доклада я озвучил позже на годовом заседании «Русского Собрания», а в Кургане пришлось вписываться в регламент чтений. Поэтому я только обозначил основные принципы русской государственной идеологии.

После докладов состоялась торжественная церемония награждения победителей областного этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». На сцену поднимались учителя школ, колледжей и лицеев, преподаватели вузов Кургана и области. Архиепископ Константин и глава областного комитета по образованию вручали им грамоты и призы. И в глаза бросалось, что подавляющее большинство педагогов – женщины. Конечно, это - общероссийская проблема, корни ее еще в советском времени, когда низкими зарплатами из школ вымывались мужчины Женское лицо образования и воспитания – серьзная проблема для страны, если учесть еще значительное число неполных семей. Ёе следствие угасание мужесского начала у юношей. Порадовало, впрочем, что многие педагоги, подходя к архиерею, брали благословение, а не протягивали по обыкновению руку для пожатия.

После перерыва прозвучали еще три доклада по трем направлениям, обозначенным в программе чтений. Екатерина Кузнецова выступила с докладом «Проблемы и перспективы развития комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в современной школе» в рамках направления №1 «Преподавание православной культуры в современной школе: состояние, проблемы, перспективы». В рамках направления №2 «Русская Православная Церковь в истории Урала и Зауралья» прозвучал доклад кандидата исторических наук, доцента КГУ Сергея Путилина «Особенности восприятия Бога в представлениях служилой общности Западной Сибири в конце XVI – начале XVIII вв.». А московский журналист и миссионер Василий Яцкин предложил собравшимся доклад на тему «Миссионерство в условиях информационной войны: опыт проекта "Под Солнцем"» в рамках направления №3 «Миссионерское служение Русской Православной Церкви: Церковь и молодежь».

Но программа нашего пребывания на Курганской земле на этом не закончилась. Последний день нашего пребывания в Зауралье был посвящен очень важным и полезным для нас встречам со студентами, которые были организованы по инициативе епархиальных властей.

С утра мы были гостями в Курганском пограничном институте ФСБ России. Курганская область после распада СССР стала пограничной, поэтому неудивительно, что тут было создано учебное заведение, готовящее офицеров для погранвойск. Учебное заведение специфическое, мне в таких вузах ранее бывать не доводилось. Фотографировать нельзя, по территории передвигаться можно только в сопровождении офицеров, - словом, особый режим. Но внутренняя атмосфера понравилась, внушила оптимизм. В кабинете заместителя начальника училища по воспитательной части стоит икона Целителя Пантелеимона. С офицерами, занимающимися воспитанием курсантов, состоялся очень содержательный, заинтересованный разговор. Мы увидели, что офицеры понимают роль веры и Церкви в деле защиты государственных интересов, очень ценят сотрудничество с епархией в воспитании своих подопечных. Нас пригласили на встречу с курсантами старшего курса, где мы выступили перед будущими защитниками наших рубежей о непростой геополитической ситуации, об информационной войне, вудущейся против России нашими вековыми противниками, о необходимости идеологии для государства и общества.

А после обеда состоялась встреча со студентами Курганского госуниверситета в рамках традиционного университетского открытого лектория. Несмотря на то, что занятия уже закончились, в аудитории собрались несколько десятков студентов-гуманитариев. Причем, собрались без всякого принуждения. Студенты, конечно, народ более раскованный, нежели курсанты-пограничники, поэтому звучало много вопросов, некоторые вступали даже в спор. И этот живой интерес молодых людей к важнейшим вопросам нашей общественно-политической жизни не может не радовать.

Ну а на прощание архиепископ Константин вручил нам благодарственные письма от имени церковной власти за участие в Чтениях.

+++

Очень символичной была эта поездка в Курган. И не в том только дело, что мы посетили пограничную область Российской Федерации, а значит вольно или невольно возникали мысли о русских рубежах. События на Украине показывают, что защита наших рубежей – дело совсем даже не теоретическое. А потому важно понять, насколько они прочны? Да и где они проходят, эти русские рубежи? Ведь соседний с Курганом Казахстан – продолжение земель Оренбургского и Уральского казачества, населен в значительной степени русскими людьми или лояльными России казахами. Совсем недавно это были наши общие рубежи, рубежи Исторической России.

Но рубеж – понятие, не только пространственное, но и временное. Неслучайно наш Президент Владимир Путин в последнее время часто говорит о том, что мы живем в переломную эпоху, на рубеже нового мира, отсюда эта политическая турбулентность. И очень важно для нашей страны, для нашего народа встретить новую эпоху, новые вызовы во всеоружии, шагнуть за новые рубежи крепкими и сплоченными. А одно из важнейших условий нашего единства – дружное соработничество Церкви и Государства, понимание государственными деятелями значения веры и Церкви для упрочения государственности, для одушевления народа.

И мы с отрадой увидели, что на нынешних рубежах нашей страны, в пограничной Курганской области, это понимают. Как светские, так и церковные власти. Хорошо бы, что так бы и во всей России…

Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии», председатель Русского Собрания 
 
Президиум Чтений
 
Президиум Чтений 
 

В резиденции Владыки у бюста Александра Невского
 
В резиденции Владыки у бюста Александра Невского 
 
У входа в пограничный институт
 
У входа в пограничный институт 
 
На память о посещении пограничного института
 
На память о посещении пограничного института 
 
Выступление перед студентами университета
 
Выступление перед студентами университета 
 
Награждение грамотами
 
 
 
Благодарственное письмо