Новости Курганской и Шадринской епархии

7 Марта 2015

5 марта 2015 года в Малом зале Федерации профсоюзов Курганской области состоялся круглый стол «Образование  и культура как основы национальной идентичности».   В работе круглого стола принял участие иеромонах Аркадий (Лозовский), куратор ЕПКЦ, методист ЕОРОиК.

Организаторы Круглого стола –  Общероссийское  общественное движение «Народный фронт «За Россию» в Курганской области и Главное управление образования Курганской области.  В работе круглого стола также приняли участие: Полномочный представитель Губернатора Курганской области по вопросам патриотического воспитания, генерал-майор В. В. Усманов; Бабин В. П., начальник Управления культуры Курганской области; Паскевич И. В., первый заместитель начальника ГлавУО Курганской области, а также представители системы образования, учреждений культуры и дополнительного образования, представители организаций, работающих в сфере патриотического воспитания, образования, науки, молодежной политики, межнациональных отношений, семейной политики, а также других сфер, связанной с темой дискуссии, представители региональный средств массовой информации, представители общественных объединений родителей (родительский комитеты в школах, др.), представители региональных органов власти, отвечающие за направления: молодежная политика, информационная политика, культура, образование, межнациональные и межэтнические отношения, семейная политика и др.

На данном мероприятии были рассмотрены два основных вопроса: «Общественное обсуждение вопросов духовно-нравственного воспитания и формирования российской идентичности» и «Анализ проекта «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». С докладами выступили: Баланчук О. В., директор гимназии № 47 г. Кургана, Лещев Р. Н., представитель родительского комитета Гимназии № 31 г. Кургана, иеромонах Аркадий (Лозовский),  который в своем выступлении отметил следующее: «Затрагивая вопросы духовно-нравственного воспитания и формирования российской идентичности необходимо  отметить следующее. Изменения в российском обществе, экономике, а самое главное, в образовании на основе идеологии либерализма и «свободного рынка», которые осуществлялись в нашей стране с начала 1990-х годов, привели к негативным последствиям для духовно-нравственной сферы общества, воспитания детей и молодежи. Это — рост детской преступности, суицида, наркомании и алкоголизации среди детей, криминализация детского сознания, распространение влияния различных асоциальных групп. Крайний индивидуализм, потребительское отношение к другим людям, равнодушие, душевная черствость, неразвитость, примитивизм жизненных интересов. Это первое, что хотелось бы отметить. Ухудшение духовно-нравственной обстановки в российском обществе связанно с отсутствием у подрастающего поколения четких положительных жизненных ориентиров. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Младших школьников и подростков отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в российском обществе, подпитываемой средствами массовой информации. Для молодёжной среды характерны «двойная мораль», нравственная глухота, «дегуманизация» поведения. Широкий размах приобрела ориентация молодёжи на атрибуты массовой культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Бездуховность, низкая нравственность, грубость, а также культ насилия, эгоизма и обмана и многие другие пороки нашего времени – все они разрушают и человека, и общество, и государство. Поэтому сегодня первоочередной задачей воспитания является – не позволить разрушить личность ребенка.Мне приходилось изучать разные документы, относящиеся к сфере образования. Когда в них речь идет о воспитании, зачастую до сих пор все сводится фактически к уважению государства и выработке терпимости к национальным и религиозным различиям людей в обществе. Очень важные качества. Но я думаю, что все согласятся с такими ценностями, как любовь к родной земле, любовь к отцу и матери, к близким и ближним; дружелюбие и взаимопомощь, милосердие и сострадание; защита Отечества; сохранение природы и богатств страны; хозяйственность и бережливость; трудолюбие, честность и добросовестность в отношениях к людям, своему труду и профессиональным обязанностям; долг, мужество, честь; научение материнству и отцовству. Это все простые слова, в них нет ничего «инновационного», но мы, очевидно, в XXI веке утратили в своем сознании глубинные, сакральные смыслы этих слов, а ведь именно они связывают нас с нашей историей, с нашими корнями, истоками. Вера, надежда, любовь — три основания человеческого бытия. Что еще надо человеку, чтобы осознать смысл своей жизни, свой приход в этот мир? Мы утратили в системе образования эти смыслы: учим ради профессионального роста, карьеры, а не ради того, чтобы жить, совершенствовать в себе личностное, человеческое, стремиться к святости — нашему национальному духовно-нравственному идеалу. Если мы сейчас не вернем в систему образования антропологический принцип в его традиционном для нашего народа православном христианском понимании, мы не сможем воссоздать систему общественного воспитания на должном уровне. На возрождение данного принципа и направлен, в частности,   курс «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 – х классах  общеобразовательных учреждений, в том числе и модуль «Основы православной культуры». На данный момент модуль ОПК изучает ок. 25 % четвероклассников Курганской области. Неплохой процентный показатель, но нам бы очень хотелось, чтобы он составил не менее 50 %, как, например, в Курской, Ростовской, Рязанской,  Саранской, Тамбовской областях, Краснодарском крае РФ. В настоящее время также нет никаких трудностей для расширения преподавания ОРКСЭ на 2–10 классы, а также на дошкольную ступень. Расширение преподавания данного курса является непременным условием полноценной реализации и второго документа, направленного на предотвращение деградации личности ребенка, –  «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». 

В Стратегии, исходя из вышесказанного, должна быть прописана система взаимодействия традиционных религиозных организаций народов России с государством, семьей, обеспечивающая реализацию прав граждан на религиозное духовно-нравственное образование и воспитание для своих детей в российской школе, в том числе государственной и муниципальной.Судя по тем проектам Стратегии, с которыми мне удалось познакомиться, не могу не указать на смысловые трудности, когда в разные разделы текста вкладываются порой несовместимые смыслы. Например, такое емкое понятие, как «общечеловеческие ценности», которые сегодня на Западе кроме традиционных ценностей включают и нетрадиционные, а то и подменяют первые вторыми. Или, например, такие понятия как «вариативность ценностных систем» или «нравственное самоопределение детей», предполагающее игнорирование семейных, народных, религиозных традиций воспитания, приоритета родителей в воспитании своих детей. В результате смысловое поле Стратегии может быть идеологически односторонним, мировоззренчески бесцветным или вообще провокационным.  Другая сложность — определение понятий и их различное, несогласованное использование в тексте Стратегии. Например, таких понятий как традиция, воспитание, духовно-нравственное воспитание (мы понимаем под этим приобщение детей именно к традиционным духовным и нравственным ценностям), идентичность — российская гражданская (общенациональная) и народная (этническая). Разный смысл может вкладываться в понятия «воспитательные технологии», «модернизация воспитания» — обновление на основе традиционных российских ценностей или что-то иное, и другие. Третья сложность — структурирование текста, его логическая стройность, иерархия и взаимосвязь основных разделов. Стратегия, на мой взгляд, должна быть направлена на создание общенациональной российской системы воспитания, на скоординированность действий всех социальных субъектов воспитания в стране едиными целями и ценностными ориентирами. О каком воспитании может идти речь, если ребенок дома воспитывается на одних ценностях, в школе на других, а на улице или через СМИ испытывает воздействие третьих? Мне кажется, что сложности написания Стратегии связаны еще и с разным пониманием сущности самого документа. Стратегия вообще понимается, в основном, как комплекс действий, направленных на реализацию цели. Но комплекс действий трудно прописать, если есть несогласованность по смысловым, содержательным моментам. На основе Стратегии должны приниматься конкретные планы, программы действий, мер государственной политики в разных сферах общественной жизни, не только в области образования.Мы поддерживаем идею о том, чтобы такая Стратегия обсуждалась и принималась не как ведомственный документ, и даже только правительственный документ, а как документ общенационального значения, поскольку он затрагивает интересы всех граждан, всего нашего общества. И должен отражать эти интересы, в том числе последователей Русской Православной Церкви, которых, напомню, в нашей стране больше половины населения. Безусловно, православное сообщество ученых и педагогов, родителей тоже должно принимать в этом активное участие. Надеюсь, что такой важнейший для сегодняшней России документ, где были бы зафиксированы положительные тенденции в общественном воспитании детей, потребность развивать, а вернее восстанавливать общественное воспитание детей в нашей стране, особенно в школе, в системе образования, на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а не каких-либо иных, с помощью Божией в наступившем году будет доработан и обретет достойную форму и содержание».

Пресс-служба Курганской епархии.