Новости Курганской и Шадринской епархии

31 Марта 2011
архиепископ константин выступил с докладом на ii всероссийской ильинской научно-практической конференции «россия. земля. крестьянство» в кгсха им. т.с. мальцева
31.03.2011

в курганской государственной сельскохозяйственной академии им. т.с. мальцева состоялась ii всероссийская ильинская научно-практической конференции «россия. земля. крестьянство», посвященная 150-летию со дня рождения п.а. столыпина.

конференция, посвященная 150-летию со дня рождения выдающегося государственного деятеля россии п.а. столыпина, была организована совместными усилиями правительства курганской области, курганской и шадринской епархии, курганской государственной сельскохозяйственной академии им. т.с.мальцева и уральского государственного экономического университета.

основная цель конференции — осмысление итогов реформ п.а.столыпина, и их актуальность в современной модернизации россии.

президиум возглавил п.е. подгорбунских, ректор курганской государственной сельскохозяйственной академии им. т.с. мальцева, доктор экономических наук, профессор. в состав президиума вошел управляющий курганской епархией, профессор, архиепископ константин; председатель курганской областной думы в.н. казаков, советник губернатора курганской области, генерал-майор в.в. усманов; и.о. первого заместителя губернатора курганской области — директора департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности по курганской области с.п. жданов.

на конференции присутствовали, доктор философских наук, профессор а.п. ветошкин, проректор по научной работе кгсха, д. с.-х. н., профессор с.ф. суханова, священники курганской епархии, преподаватели и студенты академии.

выступая с докладом «взаимодействие государственной думы и русской православной церкви», архиепископ константин остановился на периоде, связанном с деятельностью столыпина.

выборы в государственную думу в 1906 году не были первыми выборами для россии. как известно, к этому времени уже привычным явлением было, например, избрание городских органов власти и земских собраний. не были они, строго говоря, и первой попыткой общенационального представительства. даже если не упоминать о земских соборах, еще в xviii веке состоялись выборы депутатов изо всех уездов и городов империи" в уложенную комиссию, призванную обсуждать новые законы.

дея же созыва государственной думы впервые стала реализовываться зимой 1905 г, вслед за трагическими событиями «кровавого воскресенья». «кровавое воскресенье» 9/22 января 1905 г. утвердило деморализующий миф о расколе между царем и народом — тот миф, который на протяжении последующих лет стал орудием в информационной войне, и использовался всеми оппозиционными партиями и различными тайными обществами. триединство: православие, самодержавие и народность оказалось разбитым, из-под монархии выбивалась опора — народное доверие; а затем со всеми расправились поодиночке.

тем не менее, российское духовенство с нетерпением и надеждой ожидало созыва государственной думы. 14 октября 1905 г. столичная цензура дозволила издание брошюры «государственная дума и пастыри церкви», которая выходила в свет от имени группы петербургских священников. «давно желанное слово скоро перейдет в ожидаемое с трепетом сердечным дело, — писали не желавшие называть свои имена авторы. — не сегодня — завтра начнутся выборы в государственную думу. кому не понятно, как важно для россии, из кого составится дума? люди какого направления, каких взглядов, какого устоя войдут в думу? и еще трепетнее забьется сердце, когда подумаешь, как могут быть проведены выборы...хочется молить бога, хочется просить людей, хочется увещевать, умолять, разъяснять, призывать, чтобы выборы были проведены честно и неподкупно, умно и обдуманно, без всякого вмешательства и богатеев-мироедов, и мелких и крупных властей, с соблюдение интересов правды и истины, интересов всей россии, и особенно изможденного от нищеты и приниженного бесправием народа» . таковы были чаянья столичного духовенства в ту пору, когда дальнейшим ходом революционных событий в россии законосовещательная булыгинская дума была уже сметена.

17-го октября 1905 г. манифестом «об усовершенствовании государственного порядка» государь пообещал созвать уже думу законодательную. в декабре 1905 г. в царском селе под председательством государя было созвано очередное совещание, в задачу которого входило обсуждение возможностей расширения сословного представительства в государственной думе. речь шла о том, чтобы предоставить избирательные права тем группам населения, которые были лишены их по закону от 6-го августа 1905 г. 11-го декабря 1905 г. закон о выборах был издан. тем самым к земледельческой, городской и крестьянской куриям оказалась прибавлена еще и курия рабочая. куриальная система была заимствована из опыта выборов в земские и городские представительные учреждения. избирателей разделили на четыре курии — землевладельцев, городских жителей, крестьян и рабочих. выборщики, непосредственно избирающие членов государственной думы, выбирались раздельно по четырем куриям.

если сравнить с нынешней ситуацией, когда на выборах часто используется технология «рекламных депутатов», то следует признать, что кое-чему у дореволюционного законодателя в плане предотвращения использования административного ресурса можно поучиться . достоинством законодательства о выборах являлось право избирателей присутствовать при подсчете голосов на избирательных участках в городах, учитывая, что участковые комиссии состояли всего из трех членов. примечательно также, что царским указом 8 марта 1906 г. в целях защиты свободы и правильности выборов в государственный совет и государственную думу были установлены весомые меры уголовной ответственности. как отмечает председатель государственной думы федерального собрания российской федерации б. в. грызлов: «выборы в первую государственную думу проходили при наличии устойчивой системы местного самоуправления, в то время, как сейчас такая система еще только создается».

закон о выборах в первую государственную думу в ряде исследований характеризуется как недемократичный на том лишь основании, что он не предусматривал всеобщего избирательного права. такие оценки, без учета исторических реалий того времени, представляются некорректными и не вполне объективными. даже если сравнивать с законами европейских государств того времени, мы увидим, что ни в одной другой стране избирательное право тогда не было всеобщим, женщины нигде не допускались к выборам, во многих странах существовали имущественные и сословные цензы. в сша избирательного права были лишены все афроамериканцы, а также малоимущие; действовали и другие цензы. в 1906 г. царское правительство уравняло в избирательных правах мужчин и женщин. касалось это, правда, только великого княжества финляндского, пользовавшегося правами широкой автономии в российской империи", — говорится в докладе архиепископа константина.

«нельзя было не учитывать и то, что подготовка к выборам в первую думу проходила в смутное время. декабрьские вооруженные революционные выступления в москве и других городах, бунты и террористические акты преследовали цель парализовать деятельность правительства. за полгода со дня издания октябрьского манифеста в россии были убиты или ранены более полутора тысяч чиновников, военных и полицейских. власть принимала ответные меры. в 41 губернии действовало военное положение, в 27 губерниях — режим «усиленной охраны», а в 15 — «чрезвычайной охраны». за четыре дня до открытия заседания первой думы государь утвердил «основные государственные законы российской империи». в этот же день была брошена бомба в московского генерал-губернатора вице-адмирала ф. в. дубасова.

провинциальное и военное духовенство было возмущено антипатриотической настроенностью многих думцев. в этой связи заслуживает упоминания заметка священника авдия концевича «пастырский голос в государственной думе», которая была напечатана в «известиях по санкт-петербургской епархии» за 1906-ой г. № 9. «когда я ехал в петербург в качестве члена государственной думы, — писал о. авдий концевич, — я преисполнен был горячего желания вложить и со своей стороны в сокровищницу созидательной работы думы свою лепту...поэтому я был страшно поражен, когда мне пришлось в течение нескольких дней слушать зажигательные речи о том, что на руси святой все гнило и что даже следует выключить из проекта самые дорогие для русского сердца слова: „русский народ“ и „русская земля“. под впечатлением этих речей, из которых некоторые были положительно бестактны, мне показалось, что образ россии которую все русские люди привыкли символически изображать в виде стройной прекрасной девы с короной на голове и крестом и с мечем в руке, потускнел в глазах многих членов думы и представляется им в виде трупа, распухшего, посиневшего, со следами крови, страданий и позора на лице. поэтому, когда дума перешла к обсуждению того пункта своего адреса, где сказано было, что государственная дума в числе неотложных своих задач считает широкое удовлетворение давно назревших требований отдельных национальностей племен и народностей, духовное объединение коих возможно лишь при удовлетворении всех этих племен сохранить и развивать „своеобразие“ в отдельных сторонах быта, — у меня явилось страстное желание заставить думу высказаться точно и определенно по вопросу: считает ли дума своей неотложной задачей озаботиться о сохранении „своеобразия“ россии или, быть может, дума намерена посягнуть на самобытность россии и дать россии новый облик, новое имя?».

сегодня с высоты прошедших ста лет трудно не усмотреть известной проницательности в словах священника авдия концевича. пройдет менее 20-ти лет и страна, перевернутая февральской буржуазной и октябрьской социалистической революциями примет не только новый облик, но и новое имя — союз советских социалистических республик.

следует иметь в виду, что уже с первых дней работы думы депутатское большинство сконцентрировало свое внимание на ожесточенной критике правительства и вовсе не было настроено на конструктивную работу. партия кадетов пользовалась самой мощной финансовой поддержкой по сравнению со всеми остальными партиями, в том числе проправительственными. в москве, например, на предвыборные цели кадеты истратили более 700 тысяч рублей, в то время как «умеренные» — около 335 тысяч, а проправительственные монархисты — немногим более 10 тысяч.

правительственная печать также была неспособна создать благоприятное для власти общественное мнение. все попытки власти исправить это положение, в том числе путем преобразования существовавших и выпуском новых изданий за казенный счет, не дали ощутимого эффекта. в то же время издания, ориентированные в своей деятельности на государственный переворот, выходили миллионными тиражами. именно с помощью прессы в обществе было сформировано критическое отношение к действиям верховной власти. если добавить, что даже газеты право-монархического направления подвергали суровой критике правительство, то причины полного проигрыша властью «информационной войны» становятся понятны. правые партии не провели ни одного кандидата.

распустив первую государственную думу, правительство созвало вторую думу, выборы в которую проводились на основе прежнего избирательного закона. из 13 клириков к правым относились только 4 депутата — епископы евлогий (георгиевский), платон (рождественский) и двое священников. правительство рассчитывало, что вторая дума будет по своему составу более умеренной, но дума, начавшая работу 20-го февраля 1907-го г. оказалась еще более левой.

в стране каждый день совершаются политические убийства, почти через день — взрывы бомб. бомбы взорвались: 24 февраля — в кутаиси (сразу три), 26 февраля — в ялте, 1 марта — в харькове. тем не менее, правительство рассчитывало на конструктивную работу с думой. уже в своем первом выступлении 6 марта 1907 г. председатель совета министров п.а.столыпин напомнил депутатам о том, что свобода совести, неприкосновенность личности, жилища, тайна корреспонденции остались еще не нормированы законодательством. «в следствие сего, — говорил п.а.столыпин, — в целях проведения в жизнь начал веротерпимости, правительство вменило себе прежде всего в обязанность подвергнуть пересмотру все действующее законодательство и выяснить те изменения. которым оно должно подлежать в целях согласования с указами 17 апреля и 17 октября 1905 года» . председатель также заявил о призвании власти оберегать полную свободу внутреннего управления церкви. при этом, однако, указывалось, что права и преимущества православной церкви не могут и не должны нарушать прав других исповеданий. речь столыпина вызвала бурные аплодисменты правой части государственной думы. митрополит санкт-петербургский и ладожский антоний (вадковский) откликнулся на нее приветственной телеграммой, в которой охарактеризовал выступление премьера как полное достоинства, авторитета и власти. в ответ столыпин написал о своей глубокой вере в спасение православной руси по молитвам русских людей.

вспоминая именно эти времена митрополит вениамин (федченков) писал: «только один раз явился у трона многообещающий яркий человек п.а.столыпин. он бросил дерзновенно-крылатое слово революционной думе: «не запугаете!» 12 марта столыпин представил на рассмотрение думы практически все законоположения, направленные к осуществлению свободы совести, которое разработало мвд. 13 марта на заседании думы обсуждался вопрос об отмене временного закона о военно-полевых судах. столыпин выступил с речью. он задал вопрос депутатам: «вправе ли правительство перед лицом своих верных слуг, ежеминутно подвергающихся опасности, сделать гласную уступку революции?». 10 апреля декларация правительства по аграрному вопросу. знаменитая речь столыпина на заседании думы, завершенная словами: «им нужны великие потрясения, нам нужна великая россия!».

3 июня 1907 г. п.а.столыпин совершил так называемый третьеиюньский переворот. поводом для этого послужило обвинение членов социал-демократической фракции в военном антиправительственном заговоре. правительство потребовало от думы временно устранить от заседаний всех социал-демократов и арестовать 16 человек из их состава. и хотя депутаты не возражали против обсуждения предложенного вопроса, реализоваться таковое желание уже не смогло. 3 июня подписан манифест «о роспуске государственной думы, о времени созыва новой думы и об изменении выборов в государственную думу». в новой думе будет уменьшено представительство от нерусских народов. по словам публициста м. меньшикова, «державная власть отказалась давать средства революции».
«в отечественной исторической науке утвердилось мнение о крайне консервативном характере третьей государственной думы. эта точка зрения в значительной степени основывается на ленинской характеристики: «iii дума — не соглашательская, а прямо контрреволюционная...». однако, резкое снижение «революционной активности трудящихся масс» после 1907 г. объясняется не столько «разгулом реакции», столько явным повышением благосостояния рабочих. с 1909 г. в россии начинается мощный подъем индустрии (от 13 до 19% в год). в духовных семинариях вводится отдельный предмет «обличение (критика) социализма». изменения в политическом климате наблюдались не только в среде пролетариата, но и среди интеллигенции. одним из выражений такого настроения стал сборник статей «вехи». в 1909 году восхитивший ленина депутат-большевик называл священство «кровавыми врагами народа». но пройдет не более двадцати лет и объявлять «кровавыми врагами народа» и, соответственно, расстреливать станут уже тех «героев великого октября», которые с таким воодушевлением по заданию ленина осуществляли репрессивную политику в отношении к русской православной церкви. но в годы еще столь далекие от сталинских «чисток» такого разворота исторических событий материалистически настроенные умы социал-демократических членов государственной думы просто не могли предвидеть. а ленин меж тем их подбадривал: «заявив с думской трибуны, что религия есть опиум народа, наша фракция поступила вполне правильно и создала, таким образом, прецедент, который должен послужить основой для всех выступлений русских с.-д. по вопросу религии». истинно: «по делам вашим воздастся вам».

складывается впечатление, что молодой российский парламентаризм, закладывая на протяжении ряда лет идейную основу для взрыва духовных основ существовавшего общественного и государственного строя, в конечном счете выносил смертный приговор себе самому. и этот смертный приговор с некоторой отсрочкой исполнения должен был обрушиться как на либеральные, так и на революционные тенденции в стане приверженцев парламентской демократии. как повелось говорить уже после 1917 года: за что боролись, на то и напоролись", — отметил, в заключении, архиепископ константин.

 

 

 

 

пресс-служба курганской епархии

следующая >