Новости Курганской и Шадринской епархии

5 Декабря 2019

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, возглавил Божественную литургию в Свято-Введенском женском монастыре села Верхняя Теча Катайского района. В этот день обитель отмечает престольный праздник.

Владыке сослужил епископ Курганский и Шадринский Владимир, а также клирики Курганской и Шадринской епархий.

По окончании Литургии митрополит Даниил обратился к верующим с проповедью, в которой разъяснил глубинный смысл праздника: «Сегодня Церковь вспоминает, как родители оторвали от своего сердца свою любимую и единственную трехлетнюю дочь и передали ее на служению Богу. Главное занятие будущей Божией Матери была молитва. Именно благодаря молитве маленькая девочка стала выше ангелов и архангелов, и святых, и нас, грешных».

Далее архипастырь уделил внимание главному подвигу христианина – подвигу молитвы, процитировав слова преподобного Макария Египетского: «Глава же всякой добродетели и верх добрых дел есть постоянное пребывание в молитве; чрез нее, испрашивая у Бога, можем ежедневно приобретать и прочие добродетели».

«Молитва – самый главный подвиг, потому что она приносит нам больше всего благодати Святого Духа, – продолжил архипастырь. – И чтобы молитва наша не была в осуждение, мы должны помнить, что она должна быть внимательной, потому что внимание – это душа молитвы. Внимание – первое, потом – благоговение пред Богом, третье – покаяние. Исаак Сирин пишет: “Если ты молишься не как грешник, твоя молитва не принимается Богом”».

Обращаясь к прихожанам, владыка Даниил сказал: «Очень хочется, чтобы в каждом из нас было больше Божественной благодати, чтобы мы наблюдали эту милость Божию, которая сходит на нас с вами. Наблюдали и благодарили Бога, себя укоряли, других оправдывали, и так проводили свою жизнь. И тогда мы будем уподобляться Божией Матери, в Ее молитвенном предстательстве.  Она всегда готова нам помочь».

Затем митрополит Даниил поблагодарил епископа Шадринского и Далматовского Владимира: «Мы вчера приехали в Шадринск и посмотрели, сколько владыка трудится, вкладывает своих усилий. Я вижу, как присутствует здесь помощь Божия, как развивается Шадринская епархия, Свято-Введенская обитель, и низко кланяюсь ему за это».

В свою очередь епископ Владимир выразил благодарность митрополиту Даниилу за то, что он, отложив свои многочисленные архипастырские попечения, приехал в Шадринскую епархию, чтобы разделить этот радостный праздник.

«Я хочу, владыка, сердечно вас поблагодарить, за то, что вы возглавили Божественную литургию в этом храме, за то, что мы соборно вознесли наши молитвы. В Евангелии говорится: “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф. 18:20). И я вижу, что Господь и Пречистая Мать Божия сегодня присутствуют здесь, невидимо предстоят над этой святой обителью и благословляют каждого из нас», — сказал епископ Владимир.

Настоятельница Введенского монастыря игумения Михаила (Шульцева) поприветствовала архипастырей и вручила им по букету цветов.

Несмотря на будний день, в Троицком храме обители собрались не только верхтеченские прихожане, но и верующие из Шадринска, Шумихи, Кургана, а также большая группа паломниц из Челябинска. Одна из них, Наталья Астапкович, рассказала, что приезжает в этот монастырь уже много лет. Вместе со своими подругами Наталья Сергеевна помогала в строительстве Троицкого храма на территории обители. «Свято-Введенский монастырь с интересной многовековой историей. Эта женская обитель стала нам дорога, поэтому мы приехали на престольный праздник, чтобы вместе с сёстрами разделить радость».

На службе пел хор Успенского храма города Шумихи под управлением матушки Маргариты Новосёловой. По её словам, праздник удался: «Мы с радостью послужили в этом прекрасном монастыре, в этом прекрасном храме. Мы благодарны владыке Владимиру и митрополиту Даниилу за то, что они так душевно сегодня сослужили. Благодарим всех, кто приехал помолиться вместе с нами. Мы очень рады!»

Из истории Введенского женского монастыря

В XVII веке, когда в Зауралье был устроен Далматовский мужской монастырь, то его строитель Далмат, захотел невдалеке устроить также женскую обитель. В 1680 году над рекой Исетью, близ Далматова монастыря, были воздвигнуты первые постройки для монахинь.

В конце 1702 года архимандрит Исаак, сын прп. Далмата, устроил и освятил деревянную церковь в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Имелось много и других построек из дерева. В сентябре 1742 года в мужском монастыре возник пожар. День был ветреный и пылающие головни летели в сторону женского монастыря. Сгорело все. Под кучами пепла уцелели только колокола.

После пожара, был дан указ на новую постройку женского монастыря, а оставшихся без крова сестер временно перевели в Верх-Теченское поселение за 45 верст от прежнего места.

12 октября 1743 года начальница монастыря с монахинями переселилась в указанное место. Это поселение было обнесено стеной, окопано рвом и походило на маленькую крепость, которая стояла на крутояром правом берегу реки Течи. Временное, как оказалось, стало постоянным местом пребывания обители.

Свято-Введенский женский монастырь всегда числился как приписной к мужскому Далматовскому, но в 1764 году он был переведен под ведение Духовного правления, питаясь от своего рукоделия и доброхотных подаяний.

Число монахинь, живших в Введенском монастыре в разные годы, было не одинаково. При основании в нем насчитывалось 27 сестер. В 1732 году в монастыре жило уже 80 монахинь и 10 белиц. Первой настоятельницей монастыря была 96-летняя старица монахиня Ирина (Друганова).

В 1819 году, после опустошительного пожара, Вверхтеченская женская обитель закончила свое существование.

Только свято место пусто не бывает. Вскоре на пепелище, трудами неустанной Ксении Зыряновой, была создана женская община, которая дала начало новому монастырю. Он стал называться Свято-Троицким. Это было время расцвета обители. За сто лет были воздвигнуты каменные строения; среди них два огромных двухэтажных корпуса для сестер. Сам монастырь был обнесен высокой, до четырех метров, каменной стеной белого цвета.

Главная ценность обители — большой каменный храм, построенный и освященный 23 июня 1849 года во Имя Святой Живоначальной Троицы.

В 1910-1915 годах в монастыре насчитывалось свыше 600 насельниц, велось большое хозяйство. Так, имелось две заимки с сотнями десятин пахотной земли, собственные мастерские: живописная, переплетная, портновская, золотошвейная, ткацкая, свечная и другие. Внутренний распорядок в монастыре соблюдался строго.

После водворения в России власти богоборцев, Свято-Троицкий монастырь закрыли одним из первых — в 1920 году.

Сотни монахинь были вынуждены идти в мир. Судьба многих неизвестна. До 1995 года территорию монастыря «осваивал» совхоз. В великолепном храме Живоначальной Троицы устроили мастерские, куда загнали трактора и другую технику. Многие здания были заброшены, и тем самым подвергнуты разрушению.

В 1995 году по указу Священного Синода за подписью Патриарха всея Руси Алексия II, в Верхней Тече была возобновлена монашеская жизнь. Монастырю вернули первое название Свято-Введенской женской обители.

За эти годы трудами малочисленных сестер обители (5 — 10 человек) с Божьей помощью и при участии благотворителей и трудников, была очищена территория монастыря от мусора: пытаемся; пытаемся восстановить величественный храм Живоначальной Троицы, в котором уже идут Богослужения, но пока только в летнее время. Построен из разрушенного игуменского корпуса отапливаемый небольшой храм в честь прп. Серафима Саровского.

Восстановлены мастерские, а также келейные корпуса для сестер, летняя трапезная. Монастырь живет в основном, своими трудами: выращивает овощи, содержит небольшое подсобное хозяйство, но предпочтение, как и было изначально, отдается молитве.