Новости Курганской и Шадринской епархии
Митрополит Даниил: Бог любит нас, постараемся и мы ответить на Его любовь!
Во вторник 3 марта, во второй день Великого поста, митрополит Курганский и Белозерский совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Богоявленском соборе города Кургана.
Это было продолжение чтения, начатое владыкой накануне вечером в Александро-Невском соборе. Прозвучали очередные девять песен канона. Снова под сводами храма в полумраке раздавались слова покаянной молитвы: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» после каждого тропаря. Снова прихожане, стоя на коленях и держа в руках зажжённые свечи, с сокрушенным сердцем обращались к Богу со словами о прощении их грехов.
По завершении чтения митрополит Даниил обратился к прихожанам с проповедью, в которой подчеркнул глубокую мудрость и поучительность Великого канона. «Мы увидели огромное количество примеров, когда люди падали, но каялись, вставали и таким образом обретали Царство Небесное. Часто мы, священники, слышим от людей, что они выросли в атеистическое время, не умеют молиться и каяться, ничего не знают о Церкви, ничего не могут выполнить, потому что Православие – слишком сложная религия. Мол, это слишком тяжелый путь к Богу, нам бы что попроще. Так говорили и в прошлые века, об этом свидетельствует святитель Игнатий (Брянчанинов). Но такие мысли – от диавола. На самом деле в любой ситуации можно покаяться. Человеку только тогда нет оправдания, когда он имел возможность, но не воспользовался спасительным покаянием».
По словам архипастыря, святитель Игнатий писал, что в его время (а тогда все были православными) многие погибали, не сумев даже в конце жизни воспользоваться покаянием, потому что не знали ничего о своей вере, об этом великом лекарстве – таинстве Покаяния.
Чтобы прихожане ещё глубже осознали, что такое грех и что такое благодать Духа Святого, владыка привел пример из повести «Повесть о Тимофее Владимирском», которую он прочёл в юные годы, живя в Троице-Сергиевой лавре. Она была написана в XV веке, когда на Русь еще нападали татарские племена. В ней рассказывается о священнике, который по наущению диавола впал в страшный грех, но, спустя годы, глубоко раскаялся и получил прощение Господа. Получив весть о прощении, он упал и умер – сердце не выдержало такой радости. А чтобы эта удивительная история не канула в Лету, было принято решение написать повесть и размножить её по всем храмам и монастырям.
«Вчера я вам приводил пример некоей монахини, которая впала в блуд, но покаялась, вернулась в монастырь и скончалась на его пороге. Сегодняшняя история похожа – человек ещё не переступил порог храма или монастыря, но узнав о прощении, скончался, – подчеркнул митрополит Даниил. – Видите, как милостлив наш Бог – ничего на этой земле, никакой грех не может победить милосердие Божие. Сколько бы человеку ни осталось жить – хоть день, хоть минуту – он может от всего сердца признать себя великим грешником, попросить у Бога время на покаяние. И если Господь даже не даст этого времени, значит Он принял его намерение покаяться как само покаяние. Бог любит нас! Постараемся и мы хоть чуть-чуть ответить на Божию любовь, на Его призыв, постараемся принести в оставшиеся дни своей жизни великое, слёзное, глубокое и сердечное покаяние», – завершил проповедь владыка.
Что читают во вторник первой седмицы Великого поста?
Во вторник читают следующие девять песен канона святого Андрея Критского. В первой из них вспоминается первое совершенное на земле убийство: когда Авель принес угодную Богу жертву, то его брат Каин, жертва которого не была принята, предавшись обиде, убил брата.
Вторая песнь вновь вспоминает об Адаме и Еве, которые ищут покаяния. Третья повествует о Всемирном потопе, праведнике Ное, спасенном на ковчеге, а также о его сыне Хаме и праведном Лоте. Текст песни указывает на то, что человек сам погружает себя в грехи и относится к ближнему без должного трепета и почтения.
В четвертой песни упоминаются патриархи, сыновья Иакова, от которых произошли 12 родов Израиля. В пятой песни вспоминаются спасенный от смерти младенец Моисей, повивальные бабки, от которых требовали убивать еврейских младенцев, а также подвиг Моисея, выводившего через пустыню избранный народ из египетского плена. Шестая песнь вспоминает исход избранного народа из рабства, а также Иисуса, увидевшего и возжелавшего землю обетованную.
В седьмой песни говорится об Озе, который, когда перевозил ковчег, отважился, несмотря на запрет, коснуться его, сыне Давида Авессаломе, который, чтобы заполучить власть, вошел по совету Ахитофела к наложницам своего отца, а также о Соломоне, который впал в сластолюбие и идолопоклонство. В песне также вспоминают о сыне Соломона Ровоаме, не считавшемся с советами отца, и слуге Соломона Иеровоаме, который разделил Израиль на два царства.
В восьмой песни вспоминают царя Озия, который так возгордился своими успехами, что дерзнул войти в алтарь Храма вопреки запрету и был поражен за это проказой. Кроме него вспоминают жителей Ниневии, искренне покаявшихся после проповеди пророка Ионы и тем самым избежавших наказания, а также пророка Иеремию и других праведников, благодаря молитве спасшихся от напастей.
В девятой песни вспоминается, как диавол искушал Христа хлебом и царством во время поста в пустыне, а также о том, как жители Самарии и Иудеи пришли каяться. В тропаре вспоминается и первое чудо Христа, когда вода была превращена в праздничное вино, а также случаи исцеления Христом больных и немощных.