Новости Курганской и Шадринской епархии
Митрополит Даниил: «Пассия» означает «страдание»
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил вечером 15 марта совершил первый в 2020 году чин пассии с чтением акафиста Страстям Христовым в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.
Пассия – особая служба, во время которой читаются отрывки из Евангелия, посвященные страданиям Христа. Она совершается четыре раза в год в соответствии с числом евангелистов. На первом последовании, 15 марта, владыка Даниил прочитал 26 и 27 главы Евангелия от Матфея. Молящиеся в храме внимали чтению, стоя на коленях и держа в руках зажженные свечи.
Затем архипастырь обратился к пастве с проповедью: «Пассия» переводится как «страдание». Церковь установила совершать это чтение в четыре воскресных дня Великого поста. Мы с вами слышали слова акафиста Божественным Страстям Христовым, написанного святителем Иннокентием Херсонским, которые доходят до глубины души».
Владыка напомнил, что у апостола Павла в Послании к Галатам есть такие слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6:17). «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский говорит о трех возможностях исполнениях этих слов. Первое – это путь апостолов и мучеников, которые пролили кровь за Христа; второе – пустынники, монахи, аскеты, которые уходили и лишали себя необходимых благ человеческих. Но так как первый и второй путь большинство людей понести не может, то Бог нам оставил третий вариант – переживать в своём сердце, мысленно страдать вместе с Богом, бороться с грехом. И эта борьба помогает нам избавиться от грехов, потому что Бог помогает нам только тогда, когда мы предпринимаем усилия», – сказал архипастырь.
По словам владыки, Бог даст людям избавление от грехов, потому что каждый из нас в этой жизни постоянно борется – со злом и несправедливостью, с жадностью, с гневом, с обжорством, блудом, сребролюбием… «И когда тебе пришло испытание, болезнь, потеря близких, если ты благодаришь за это Бога: “Слава Тебе, Боже мой, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем!” – тогда ты носишь язвы Господа на своем теле».
«Пусть сегодняшняя пассия ещё раз вам напомнит, что каждый из нас является крестоносцем. Мы переживаем скорбные обстоятельства вместе с Богом, благодарим Его за них, стараемся оправдать тех людей, через которые к нам пришли скорбные обстоятельства, зная, что испытания послужат нам только во благо, в очищение, обновление и просветление», – завершил митрополит Даниил свою проповедь.
Слово «пассия» происходит от латинского «passio» и означает «страдание». Так называются особые службы, совершаемые Великим постом. Чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а так же акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Спасителя.
В Русской Православной Церкви пассии впервые появляются в XVII веке на юго-западе Руси, а в 1702 году чин был впервые напечатан в Киево-Печерской лавре, как прибавление к богослужебному Уставу. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Таким образом, пассия в Православной Церкви является церковным последованием, богослужебным чином, в отличие от драматического изображения Крестных страданий с преобладанием музыкального элемента, как в Западной Церкви.
В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространён обычай совершать пассии в четыре воскресных дня Великого поста.
Перед великой вечерней посреди храма поставляется большое Распятие. Во время пения стихир отверзаются Царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие, которое полагается на аналое перед Крестом. Затем следует чтение акафиста и Евангельского повествования о Страстях Христовых. В завершение читается молитва, духовенство и молящиеся прикладываются ко Кресту.
Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными Богослужениями ведёт нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.