Новости Курганской и Шадринской епархии
Митрополит Даниил: Поминать усопших сродников – наша святая обязанность
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана совершил Божественную литургию, а после неё – панихиду.
21 марта Православная Церковь отмечает вторую Великопостную родительскую субботу. Это особый день поминовения усопших, в который все верующие усиленно молятся об упокоении душ своих родителей, родственников и близких.
«Поминать своих усопших – наша святая обязанность, потому что наша молитва приносит огромную пользу в первую очередь нам с вами, – подчеркнул митрополит Даниил. – Когда мы молимся, то соединяемся с душами людей, находящихся в той жизни, и, если они сподобились у Бога милости, то молятся за нас и помогают нам».
Архипастырь напомнил пастве святоотеческий пример из патериков о воине Таксиоте, воскресшем из мёртвых и прожившем ещё 40 дней.
«Каждого из нас, как и воина Таксиота, ждёт переход на тот свет, ведь мы – краткие странники на этой земле. А сегодня мы собрались, чтобы помолиться за тех странников, которые когда-то ходили по земле, стояли в этом храме, – сказал владыка. – И наш долг молится за них, чтобы, когда мы покинем землю, за нас тоже кто-то молился».
«Наша милостыня избавляет души усопших от страшных мучений. Игнатий (Брянчанинов) приводит слова Отцов Церкви, что милостыня является деятельным выражением нашей любви. В другом месте он пишет – она является опытным доказательством нашей с вами людьми, продолжил митрополит Даниил. – Мы сегодня в храме собрались, чтобы как раз и оказать это деятельное проявление и опытное доказательство любви к тем людям, которых мы помним, с которыми Господь связал нас Своим промыслом. Насколько наша любовь осталась горячей и яркой, будет свидетельствовать наша молитва и наши приношения. Мы, отрывая от себя, приносим сюда милостыню, чтобы Церковь передала её тем, кто нуждается. Это будет вменено тем людям, которые уже отошли от этой жизни и за которых мы сделали приношение».
«Наши молитвы – это наш долг. А сегодняшняя панихида – это наша общая просьба к Богу: “Господи, упокой души усопших раб твоих в том месте, где несть болезни, печали, воздыхания, но жизнь бесконечная”», – завершил владыка свою проповедь.
О неком воине по имени Таксиот, воскресшем из мертвых
В Северной Африке, в городе Карфагене жил воин именем Таксиот, который был повинен во многих убийствах людей. Со временем он пришел к покаянию, ушел из города и вместе со своей женой жил в безмолвии, в пустыне. Диавол, завидующий человеческому спасению, ввергнул Таксиота в прелюбодеяние с женой хлебопашца. По истечении нескольких дней, после греха, воин был укушен змеей и умер. Его жена упросила монахов близлежащего монастыря предать Таксиота христианскому погребению. Гроб с телом Таксиота был поставлен в церкви и во время службы Девятого Часа из гроба послышался страшный крик: «Помилуйте мя». Люди, приступившие к гробу, обрели Таксиота воскресшим.
Вначале от страха и ужаса Таксиот не мог прейти в себя, но по прошествии некоторого времени воскресший воин попросил отвести его к епископу Тарасию. В течение трех дней Таксиот рассказывал епископу, что он видел после своей смерти. Он рассказал, что когда умирал, то видел несколько бесов, стоявших рядом, увидел он также и двух прекрасных юношей. Эти юноши взяли душу Таксиота и стали поднимать ее высоко в воздух. Во время подъема он видел, что душа каждого человека подвергается испытаниям за каждый грех, совершенный во время земной жизни.
Таксиот видел, как его добрые дела соизмерялись во время воздушных мытарств с делами злыми. Рядом с Небесными Вратами душа Таксиота подверглась испытанию. Ангелы сказали, что все грехи, совершенные Таксиотом в городе, были прощены Богом, так как он в них раскаялся. Но последний блудный грех с женой хлебопашца, был грехом нераскаянным и Ангел не нашел уже доброго дела, чтобы закрыть это последнее преступление. После этого Ангел оставил душу Таксиота, и его забрали вниз лукавые духи.
Его душа прошла узкими воротами сквозь смрадные скалы, и Таксиот попал в самые преисподние темницы, где были затворены души грешных. Там была вечная тьма, вечная мука, неутешимый плачь. В этом месте, поведал Таксиот, всегда кричат «Горе нам, о горе». И нельзя поведать той беды, которая там есть, невозможно изречь тех болезней, которые он там видел. Там грешники стонут от сердца, и никто их не помилует, они плачут, и нет утешающего их, молятся, и нет избавляющего их. В этих темных местах была посажена душа Таксиота и содержалась там от Третьего Часа до Девятого.
Неожиданно воин увидел двух Ангелов, и он начал им молиться, чтобы избавили его от вечного мучения. Ангелы ответили, что его мольбы напрасны, из этих мест никто не возвратится до дня всеобщего Воскресения. Тогда Таксиот еще более взмолился и обещал во всем покаяться. Один из Ангелов сказал другому: «Не поручишься ли за него, так как от всего сердца обещает покаяться». И сказал другой Ангел: «Поручаюсь». Тогда ангелы взяли Таксиота из преисподней и вернули его на землю, подвели его душу к телу, лежащему во гробе. Таксиот видел свое душевное естество, похожее на блистающий бисер, тело же свое он видел мертвым и черным, смердящим, как тина. Душа Таксиота всеми силами гнушалась войти обратно в тело. Тогда сказал Ангел: «Невозможно тебе покаяться, если не войдешь обратно в тело, в котором согрешил. Если не захочешь войти в свое тело, то отведем тебя обратно туда, откуда пришел». После чего Таксиот вошел в тело и закричал уже телесными устами: «Помилуйте мя».
После своего воскресения Таксиот ходил от церкви к церкви, молился и исповедовался Богу. Везде он говорил с воздыханием и слезами: «Горе, согрешающим, мука вечная ждет их! Горе, не кающимся пока есть время! Горе, оскверняющим свое тело»! После сорока дней Таксион отошел чистым к Богу, предупредив о своей кончине за три дня.