Новости Курганской и Шадринской епархии
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 22 марта вечером совершил вторую Великопостную пассию с чтением акафиста Страстям Христовым в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.
Пассия – особая служба, во время которой читаются отрывки из Евангелия, посвященные страданиям Христа. Она совершается четыре раза в год в соответствии с числом евангелистов. Первая пассия была отслужена в прошлое воскресенье вечером. На этот раз владыка, стоя в центре храма, прочитал 14 и 15 главы Евангелия от Марка.
Смысл этой службы в том, чтобы молящиеся смогли прочувствовать, как страдал Спаситель во время своих Крестных мук. Каждый молящийся как бы переносится в Иерусалим и становится очевидцем страданий своего Господа.
Во время чтения Евангелия прихожане храма держали в руках зажженные свечи, многие из них молились, стоя на коленях.
Прокимен Святых Страстей «Раздели?ша ри?зы Моя? себе?, и оде?жди Мое?й мета?ша жре?бий» в исполнении диакона Алексия Плохова.
Стихиру «Днесь висит на древе…» исполнил регент архиерейского мужского хора Геннадий Горохов.
Завершив чтение Евангелия, митрополит Даниил обратился в прихожанам с проповедью, в которой напомнил, что особенность второй пассии в том, что накануне был совершен вынос креста, а наступившая неделя особенная – Крестопоклонная.
«Вся цикличность нашего богослужения заключается в кресте Христовом, в его торжестве и его славе. Если бы не было Воскресения Христа, не было бы и христианства, — сказал владыка. — В сегодняшнем Евангелии от Марка мы слышали о последнем искушении Христа, когда лучшие люди, народ просили его: «Сойди с креста, и мы уверуем в Тебя». Неужели, увидев это чудо, они действительно уверовали бы? Отцы Церкви говорят — нет, конечно! Они уже видели воскресшего Лазаря, юношу и девицу, которых воскресил Христос, прокаженных, которых Он исцелил и не уверовали, то и здесь бы не поверили».
«Если б Он сошел, то наши грехи не были бы растерзаны на кресте, мы бы не сподобились очищения, избавления, искупления. И сегодня в середине поста, совершая поклонение кресту, ещё раз пытаемся проникнуть в эту тайну спасения. В неё не могли проникнуть даже ангелы, которые вместе со всеми стояли на Голгофе у креста. Любой ангел мог бы в долю секунды испепелить всех врагов Христа, но Ему нужно было так пострадать и искупить род человеческий, — подчеркнул архипастырь».
Владыка ещё раз напомнил, что это особенная седмица, когда мы не просто вспоминаем крест, но просим, чтобы Бог оградил нас «силою честнаго животворящего креста» не только от внешних негативных воздействий, но чтобы Он помог нам сохранить мир, сохраниться от страстей, терзающих нас.
Митрополит Даниил пожелал каждому провести эту Крестопоклонную седмицу в особом бодрствовании, с особой просьбой к Богу: «Господи, помоги мне, укрепи меня!». И если мы так будем молиться, исполнять заповеди, чаще читать Евангелие, то почувствуем радость от соприкосновения с крестом Христовым, ощутим силу и радость от сознания, что мы можем противиться греху, можем бороться с ним, и Господь нам в этом помогает!».
Слово «пассия» происходит от латинского «passio» и означает «страдание». Так называются особые службы, совершаемые Великим постом. Чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а так же акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Спасителя.
В Русской Православной Церкви пассии впервые появляются в XVII веке на юго-западе Руси, а в 1702 году чин был впервые напечатан в Киево-Печерской лавре, как прибавление к богослужебному Уставу. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Таким образом, пассия в Православной Церкви является церковным последованием, богослужебным чином, в отличие от драматического изображения Крестных страданий с преобладанием музыкального элемента, как в Западной Церкви.
В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространён обычай совершать пассии в четыре воскресных дня Великого поста.
Перед великой вечерней посреди храма поставляется большое Распятие. Во время пения стихир отверзаются Царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие, которое полагается на аналое перед Крестом. Затем следует чтение акафиста и Евангельского повествования о Страстях Христовых. В завершение читается молитва, духовенство и молящиеся прикладываются ко Кресту.
Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными Богослужениями ведёт нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.