Новости Курганской и Шадринской епархии
Митрополит Даниил: Пост — генеральная уборка внутреннего жилища
«Великий пост – время сугубого покаяния и сугубой молитвы. Это в своем роде генеральная уборка своего внутреннего жилища. Покаяние должно пронизывать всю нашу жизнь, быть постоянным. Но чтобы стяжать его, верующему необходимо иметь «два крыла» – молитву и пост. Только в сочетании пост становится сильным, а молитва – действенной», – считает митрополит Курганский и Белозерский Даниил. Владыка отвечает на вопросы читателей «Православного Зауралья», посвященные этому важному духовному периоду.
Материал опубликован в мартовском номере епархиальной газеты под рубрикой «Азбука Православия».
О смысле поста
— Каждый человек должен быть аскетом. Слово «аскеза» в переводе с греческого «упражнение». Аскет – это тот, кто упражняется, тренируется. Люди тренируют свое тело, чтобы оно не одряхлело, также и душа дряхлеет, если мы не будем её тренировать. Главная задача поста – чтобы мы тренировались: в самодисциплине, в самоограничениях. Одни много на себя берут, другие меньше, третьи вообще чуть-чуть. Главное – чтобы человек участвовал в «тренировке». А «духовными спортзалами» для нас являются наши храмы.
О мере поста
– Это самое сложное. Ведь в каждом из нас с момента рождения, а особенно Крещения, живут и борются два человека – хороший и плохой. И задача наша стать не просто умным, успешным, богатым, но стать добрым. Но это трудно, потому что нет вузов, где бы учили, как стать совершенным в духовно-нравственном плане. Таким институтом является Церковь Христова. С ней, конечно же, нужно советоваться. И брать нагрузку по силам. Лучше чуть меньше взять на себя, чем взять много, надорваться и концу поста всё бросить.
Как поститься начинающим
– Если мы не будем приходить в храм Божий, то это будет не пост, а весенняя гастрономическая диета. Но мы же не для этого постимся. Пост – это воздержание не только желудка, но и всех наших органов, особенно злого языка. Начинается пост одной из стихир «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления».
Во время поста у человека проявляются гнев, раздражительность. Часто так бывает – скоромное не ем, а окружающих людей пожру! А храм даёт настрой. Зайдите в храм, походите возле икон, постойте и помолитесь. Через богослужение меняется внутреннее состояние человека. Каждый постится по силам, но посещение храма Божия обязательно, и хотя бы раз в Великий пост надо причаститься Христовых Тайн, очистить свою душу – тогда она начнёт дышать и благодарить вас. Но к причастию нужно готовиться. В медицине: если рану не прочистить, а просто сполоснуть, то лекарство может не подействовать. Так и здесь: духовное лекарство – причастие – подействует только на очищенную глубокой искренней исповедью, сожалением о своих проступках. «Да, я хочу измениться, но не смогу это сделать один, а только с Богом».
О посте для детей
– Для детей пост особенный. Я предлагаю родителям ограничить детей в игрушках, в сладостях, то есть, в том, что им может навредить и на физическом, и на душевном уровне. Не буду говорить о современных сладостях, из какой химии они сделаны и как влияют на желудок ребёнка – это не моё дело. Обилие игрушек тоже не идёт на пользу. Ребёнок – это будущий воин, а воин воспитывается с детства. Наши дети должны уметь духовно защитить себя и своих близких от врагов рода человеческого, от бесов. И тогда они вырастут настоящими христианами.
О каноне Андрея Критского
– Это поэтическое произведение, как и псалмы Давида. Взять Есенина: «Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком». Как роща может быть золотой и как она может говорить? Это образные выражения. И канон Андрея Критского — такое же поэтическое произведение, которое проникает не столько в наше сознание, сколько в сердце, и меняет его. Чтобы протянуть другому человеку руку, нужно увидеть свои недостатки и суметь простить недостатки ближнего. Канон Андрея Критского в этом очень помогает.
О Таинстве Соборования
– Соборование – это великое таинство, великое лекарство – в прямом и переносном смысле. Очень жаль, что не много людей знают об этом. Это лекарство, которое, в первую очередь, лечит душу, а уж потом – тело. Но чтобы лекарство подействовало, нужно внимательно прочитать инструкцию, а лучше с врачом поговорить – вдруг есть противопоказания. В моей практике было немало случаев, когда больному врачи не могли поставить диагноз и подобрать лечение, а пациенту, по большому счёту, было неважно, как ему будет оказана помощь – лишь бы боль ушла. И в такие тяжелые минуты меня приглашали, а после соборования врачи констатировали, что больному стало лучше. Нужно изучить, что это за таинство, посоветоваться с авторитетным священнослужителем. И обязательно выполнить то, что он скажет.
О родительских субботах
– Пост – это время помощи и благотворительности людям, причём, не только живым. Мы свою благотворительность простираем за пределы Вселенной. Церковь соединяет земное и небесное. Мы имеем власть от Бога помогать молитвой людям, которые находятся в ином мире. Сколько наших соотечественников ушли из жизни без исповеди и причастия! А мы им можем помочь. Одним из признаков нашего духовного очищения является желание сделать добро усопшим. Мы придем в храм и поставим им свечи, принесём приношение, доброе дело сделаем, помолимся за них, и тогда в нашей душе появится радость, наступит Пасха прежде Пасхи.
О раздражении и усталости во время поста
– Это показатель, что постящийся идёт правильным путём. У святителя Феофана Затворника есть замечательный пример: человека послали прополоть от сорняков заросший огород, но не дали защитных рукавиц. Человек поранил руки, они кровоточат, но, преодолевая боль, он очистил землю от сорняков, затем посеял хорошие семена и вырастил отличный урожай. Что-то подобное происходит в нашей душе в Великий пост. Мы боремся с грехами, ставшими органичным целым с нами, вросшими в нас, мы их выдёргиваем, получая травмы и боль, но должны пройти через эту боль и кровоточивые раны.
Здесь опять нужно обращаться к Богу, просить у Него помощи. А где Бог нас лучше всего слышит? Конечно, в храме! Просите помощи угодников Божиих, Божией Матери, и эта помощь обязательно будет. Главное – не опускать рук. В Евангелии есть такие слова «Претерпевый же до конца, той спасен будет».
О пользе от поста
– Понять была ли духовная польза от поста очень просто: чем больше мы видим себя грешником, тем лучше у нас очистилось духовное зрение. Мы яснее начинаем видеть свои грехи, и даже просим об этом Бога. Вспомните молитву Ефрема Сирина «Господи, Даруй ми зрети моя прегрешения».
Если больной увидит себя больным, у него будет больше шансов вовремя начать лечение. Грех – это яд, который поражает человека незаметно. Когда мы постимся, то просим у Бога увидеть свой грех, свою болезнь, потому что понимаем – есть Врач, который способен уврачевать духовные болезни, и этот врач называется Бог.
О борьбе с грехами и страстями
– Грех и страсть – это разные вещи. Самое точное и емкое определение греха дано в Новом Завете: «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Апостол Иоанн Богослов называет грехом всякое нарушение Божественного закона. Если мы не соблюдаем установленные Богом законы бытия, законы духовного мира, то этим повреждаем себе и другим.
А страсть – это болезнь нашей души, влечение к греховному действию. Бог дал человеку многие силы и способности, чтобы он использовал их во благо. Но после грехопадения первых людей Божии дары в человеке были искажены, и с тех пор они вместо добра могут приносить зло и вместо пользы – вред и разрушение. А грех – это само действие по страсти, удовлетворение ее в помыслах, словах и делах.
Наша задача – бороться со страстями. Но начинать надо с малого. Надо утеснять, ограничивать самого себя, не только в пище, но и в поступках, разговорах, мыслях. Ограничивать ради Господа. Он дал нам такой завет и орудия, которыми мы можем себя защитить – молитва, пост, дела милосердия. А если мы этим не воспользуемся, то получаем душевные раны, которые нам Господь залечивает на исповеди.
На исповеди прощается грех, а страсть в человеке не уврачевана, она живёт и генерирует плохие поступки, как злокачественная опухоль генерирует раковые клетки. Страсть, как и раковые клетки, живёт во всех людях, но в спящем виде.
О правильной исповеди
— Исповедь – это некая духовная стезя, по которой мы учимся всю жизнь Но это не детальный рассказ, как произошел грех, а констатация факта. Надо выбрать самые главные свои грехи, говорить о них священнику кратко, лаконично. Но перед этим нужно свой грех внутренне пережить, а на исповеди – только его зафиксировать. Для этого надо тренироваться. Последняя вечерняя молитва как раз и есть исповедь. Читайте её внимательно, если нужно, прибавляйте свои грехи – говорите с Богом, сокрушайтесь о своих немощах. К этой молитве нужно относиться особенно внимательно.
Пожелания постящимся
– Когда пост начинает подходить к логическому концу, у людей часто не хватает сил его завершить. Это бывает, если человек выбрал не тот темп или не взял с собой нужные «инструменты». Мы работаем не на результат, а на участие. Наша задача – пусть не бегом, не торжественно, пусть спотыкаясь, может, даже на четвереньках или по—пластунски, доползти до Светлого Христова Воскресения, при этом укоряя только себя, а не ближних. «У меня не получилось, потому что я виноват. Господи прости и помилуй!».
Подготовила Татьяна Маковеева.