Новости Курганской и Шадринской епархии
Митрополит Даниил: Наше спасение начинается с примера глубочайшего смирения Божией Матери
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля, митрополит Курганский и Белозерский Даниил совершил Литургию святителя Иоанна Златоуста в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана. Владыке сослужили клирики собора и городское духовенство.
В своей проповеди владыка ещё раз напомнил: суть сегодняшнего праздника выражена в словах тропаре «Днесь спасения нашего главизна», что в переводе со церковнославянского означает «сегодня спасения нашего начало».
«Святитель Феофан Затворник пишет, что праздник Благовещения – это семя, из которого выросли остальные евангельские события – Рождество Христово, Крещение, Сретение, Пасха, Вознесение, Пятидесятница и другие великие праздники», – подчеркнул архипастырь.
«У Божией Матери было особенное смирение, она не видела в себе никаких заслуг. Господь через своего Ангела поднимает Её из этого самоуничижения. Пресвятая Дева принимает то, что ей сказал Ангел со словами “Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему”. И Архангел Гаврил говорит ей: “Не бойся!”. С этого момента человечество перестало бояться всего, что его окружает, бояться мира, наполненного злобой, – продолжил архипастырь. – Дальше от Господа мы слышим эти же слова, адресованные всем нам: “И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне”. (Матф.10:28). Для того, чтобы мы не погибли в геенне, Отцы Церкви говорят нам, указывая на пример Пресвятой Девы, чего мы должны бояться – Бога и нарушения Его заповедей».
«Почему сегодня к нам пришла болезнь? Наши предки много веков назад на этот вопрос ответили так: “Грех ради наших пришли на нашу землю татары”. Значит, и мы можем повторить: “Грех ради наших пришла на нашу землю эта болезнь. И что нам нужно делать? Нужно обратиться ко всем людям – покайтесь, перестаньте грешить, признайте свои беззакония, и Господь помилует нас!“» – сказал владыка.
Митрополит Даниил напомнил слова апостола Иоанна Богослова о том, что Господь убьёт антихриста – Духом уст Своих: «Представляете, какая сила у Господа! И люди могут получить эту силу, если соберутся все вместе и будут каяться. Святой Силуан Афонский писал, что, если бы весь мир поднял руки к небу и сказал: “Господи, прости, помилуй, помоги“ – то Бог бы дал много своей милости. Это и есть рецепт, как уничтожить самую страшную болезнь, от которой идут все остальные болезни – грех. Люди потеряли внутренний мир и спрашивают, что нам делать? Я им говорю – отодвиньте в сторону всё, что мешает вашей молитве. Не смотрите телевизор, не читайте панических новостей в телефоне. Нужно убрать источник поражения сердец. Нужно бояться того, что нас может ввергнуть в геенну огненную. Это многовековое правило Церкви Христовой, и надо его помнить».
«А начинается наше спасение с примера глубочайшего смирения Божией Матери, – продолжил архипастырь. – Главное значение слова “смирение” — это мир. И если мы в своём сердце имеем мир, то имеем начальную стадию смирения. И, приобщившись Святых Христовых Тайн, помолившись Богородице, постараемся сохранить этот мир, перестанем осуждать, кто как живёт, говорит и поступает. Нам нет до этого дела. Давайте, как говорят Отцы Церкви, оплакивать своего мертвеца, то есть, свою душу, пораженную грехами. Наша с вами задача, особенно в дни Великого Поста, сохранить мир в своём сердце, сохранить начальное смирение путём молитвы к Пресвятой Деве Марии, потому что именно она для нас – источник чистоты и смирения».
По словам владыки, наше главное лекарство – причащение Христовых Тайн: «Без покаяния, без обращения к Богу невозможно победить напасть. Можно пригасить на время, но потом это проявится в более страшных вещах. Не будем бояться этого внешнего, а будем бояться греха, воздерживаться от него, беречь свою душу, хранить смирение, не осуждать людей, которые погрузились в злобу. Будем всегда это помнить».
Владыка поздравил с днём рождения регента Архиерейского смешанного хора Наталью Боботкову. «Ей тяжелее, чем нам. Кто пел на клиросе, тот знает, какой это труд. На клиросе, как на передовой во время наступления. Задача певчих – наполнить храм божественным пением, которое они должны пропустить через своё сердце. Труд певчего на клиросе приравнивается к труду шахтёра, а регент находится в самом тяжёлом месте “забоя”. За наших клирошан надо больше всего молиться», – сказал архипастырь и вручил Наталье Юрьевна букет белых роз, икону праздника Похвалы Пресвятой Богородице и Архиерейскую грамоту. «Храните эту грамоту дома, чтобы ваши дети, внуки и правнуки помнили, какую миссию вы выполняли. Храни вас Господь!», – напутствовал регента митрополит Даниил.
Напомним, что Благовещение Пресвятой Богородицы – один из 12 двунадесятых праздников в православном календаре. Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божиего и Спасителя мира.
До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Спустя четыре месяца после обручения Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание, и, войдя к Ней, сказал: «Радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28). Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Матерью Сына Божия.
Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).
Только после ее согласия Слово становится плотью. С этого момента начинается евангельская история.