Новости Курганской и Шадринской епархии
Митрополит Даниил: Страх Божий поможет нам наследовать Царство Небесное
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 8 апреля совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.
В этот день Православная Церковь отмечает отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, а также память многих святых, в том числе преподобного Василия Нового, скончавшегося в X веке. С этим святым связана история мытарств блаженной Феодоры. Владыка Даниил сказал о первых трёх из двадцати мытарств, которые проходит душа после исхода из человеческого тела: это празднословие, ложь и клевета с осуждением.
«Сегодня на Литургии исполнялось песнопение, во время которого все стоят на коленях. “Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою”. Там есть слова, не понятные современному человеку: “Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех”. “Непщевати вины о гресех” – это значит, придумывать оправдание своей греховности. Церковь просит Бога помочь нам не оправдывать себя на исповеди и в повседневной жизни, не искать причины своим грехам в окружающих. Это лукавство Богом не принимается. И когда люди недостойно причащаются Христовых Тайн, многие, по слову апостола Павла, болеют и умирают», – сказал архипастырь.
По словам владыки, в Великом посту каждому верующему надо ещё раз внимательно перечитать сказание о мытарствах блаженной Феодоры: «Они переворачивают всё в сердце человека, внушают страх перед будущими мучениями. И это хорошо: ответственность перед Богом останавливает человека от плохих дел, слов и мыслей».
Митрополит Даниил объяснил, почему западную стену храмов часто украшает фреска «Страшный суд»: «Последнее зрительное впечатление человека, выходящего из храма после Литургии, – это картины Страшного суда. Они помогут остаться христианином за пределами «ноева ковчега» — храма. Там снова в человеке оживают греховные страсти, снова поднимают голову. Что же нам делать? Снова идти в храм, а если нет такой возможности, бороться с грехом внутри своего сердца, вести духовную брань, помня, что каждому из нас предстоит пройти этот экзамен перед Богом».
«Я желаю каждому из нас, изучив святоотеческое наследие, хранить его в сердце, возбуждать в себе страх Божий, который поможет нам пройти суровую жизнь земную и наследовать Царство Небесное!», — завершил владыка Даниил свою проповедь.
Преподобный Василий в молодости оставил мир и подвизался в пустынном месте. Однажды его, обросшего, в рубище, увидели проезжавшие мимо придворные византийского императора и были встревожены его странным видом. Заподозрив неладное, они схватили подвижника и привели в город, где патриций Самон учинил ему допрос. На вопрос, кто он, святой отвечал только, что он пришелец и странник на земле.
Преподобного подвергли тяжким пыткам, но он терпел молча, не желая рассказывать о своей подвижнической жизни. Самон, потеряв терпение, спросил святого Василия: «Нечестивец, долго ли ты будешь скрывать, кто ты и откуда?» На это святой прозорливец ответил: «Нечестивыми следует называть тех, кто подобно тебе проводит жизнь во всякой нечистоте». После публичного обличения Самон в гневе велел повесить святого вниз головой со связанными за спиной руками и ногами.
Пытка была настолько жестокой, что очевидцы ее стали роптать на Самона. Когда после трехдневного истязания святого подвижника сняли, он оказался жив и невредим. Это чудо Самон приписал волшебству и отдал святого Василия на растерзание голодному льву. Однако лев не тронул святого и мирно улегся у его ног. Самон в бессилии приказал утопить блаженного Василия в море, но два дельфина подхватили святого и вынесли на берег в предместье Константинополя, Евдоме.
Преподобный вошел в город, где около Золотых ворот встретил больного человека по имени Иоанн, страдавшего лихорадкой. Святой Василий исцелил больного именем Спасителя и по просьбе Иоанна остался жить у него. К блаженному приходили и многочисленные верующие за советами и наставлениями, за исцелением от болезней. Преподобный Василий, обладавший даром прозрения, обличал грешников, обращая их на путь покаяния, предсказывал грядущие события.
Среди посещавших святого был Григорий, который стал его учеником и впоследствии написал подробное житие своего учителя. Однажды в гостинице Григорий нашел дорогой пояс, оброненный дочерью хозяина. Он утаил его с тем, чтобы продать, а деньги раздать нищим. Однако по пути домой вместе с другими вещами он потерял и пояс. Во сне он получил вразумление от святого Василия, показавшего ему разбитый горшок со словами:
«Если кто украдет даже такую негодную вещь, будет наказан вчетверо. Ты утаил чужой пояс и будешь осужден как вор. Ты должен возвратить найденное».
Когда скончалась прислуживавшая преподобному Василию святая Феодора, Григорий очень хотел узнать о ее загробной жизни и часто просил святого подвижника открыть ему это. По молитвам блаженного Григорий увидел во сне старицу Феодору, которая рассказала ему, как душа ее проходила мытарства после смерти и как ей помогла сила молитв блаженного Василия.
Преподобный Василий скончался около 944 года в возрасте ста десяти лет.
Церковь называет его Новым, отличая от других подвижников, носивших то же имя и живших до него.