Новости Курганской и Шадринской епархии
Митрополит Даниил: Лазарева Суббота — день дружбы и особенной любви
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 11 апреля совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.
В эту субботу Церковь отмечает евангельское событие — воскрешение Христом праведного Лазаря. В своей проповеди владыка поздравил всех с праздником и отметил, что краткая молитва – тропарь «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря» – одна на два праздника: на сегодня и на завтра – Вербное воскресенье.
Архипастырь рассказал, что святитель Иннокентий Херсонский называл Лазареву Субботу днём дружбы и особенной любви, которую Господь показал своему другу Лазарю.
«Господь не плакал на кресте, а здесь, у гроба Лазаря, люди увидели Его слёзы, потому что Он любит своего друга и всех людей. Он переживает и сострадает каждому человеку в болезни, в страдании, в смерти. Господь воскрешает Лазаря на время, потому что каждый человек должен пройти эту жизнь и умереть телом».
О святителе Иннокентии Херсонском владыка сказал, что он – особый угодник Божий, близкий к нашему состоянию, потому что он служил в эпицентре морового поветрия – тифа, свирепствовавшего в середине XIX века на юге России.
«Иннокентий Херсонский рассуждал так: Бог любит своих друзей особенно, а что Он им даёт в этой жизни? Он даёт то, что им полезно, хотя горько и больно. Тому, кого Он любит, Бог даёт возможность пройти через испытания, чтобы остаться людьми. Те, кто меня сегодня видят и слышат (напомним, что во время богослужения велась онлайн-трансляция – ред.) могут с этим не согласиться, потому что в каждом из мирян и нас, архиереев, борются ветхий и новый человек. Надо понимать, что все мы – живые люди, что мы сомневаемся, ошибаемся и падаем. Если сам апостол Пётр ошибался, то что о нас говорить? И сегодняшний день свидетельствует нам об испытаниях, которые проходят самые близкие и любимые друзья Христовы»,- сказал владыка.
«В сегодняшнем празднике мы видим нарушение Ветхого завета. Нельзя было прикасаться к телам умерших людей. Нельзя было прикасаться к Лазарю, который вышел из гроба, когда отодвинули камень от входа в пещеру, где его похоронили. А дальше мы читаем в житие Лазаря, что он прожил ещё 30 лет и уже ничего не боялся и никогда не смеялся. В той жизни он увидел нечто такое, что всё остальное его уже не пугало и не веселило. Чтобы Лазарь снова не погрузился в земную суету, Бог оставил ему память смертную», – отметил владыка.
По словам митрополита Даниила, праздник Лазаревой Субботы показывает нам, что во время болезней, страданий и даже смерти наших близких, мы не должны укорять Бога и не возмущаться, зачем Он это попустил: «Мы должны предаваться в руки Божьи, трезво смотреть на эту жизнь, похожую на краткий сон. Сегодняшний день показывает бренность человеческого естества и посрамляет людскую гордыню. Господь показывает, что ничего не сможет защитить человека, если такова воля Божия. А Бог попускает — для нашего исправления, для того, чтобы мы стали лучше, стали по—другому относиться к Его законам, заповедям и друг к другу», — сказал в завершение проповеди митрополит Даниил.
Лазарева суббота — день перед Вербным воскресеньем, когда Православная Церковь воспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря. Святой был братом Марфы и Марии, жил с сестрами неподалеку от Иерусалима, в селении Вифания.
Христос часто посещал их дом, а Лазаря называл другом. Однажды Лазарь заболел, и, когда весть об этом дошла до Христа, Он сказал: «Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий».
Лазарь скончался за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию. Услышав о смерти друга, «Иисус прослезился», — говорится в Евангелии (Ин. 11, 35). Из Писания известно, что Христос плакал трижды в земной жизни, в этот раз это были слезы «о том, что Лазарь должен был умереть, потому что мир во зле лежит и всякий человек смертен из-за того, что грех владеет миром. Христос тут плакал о Своем друге Лазаре, и в более широком смысле — об этом ужасе: Бог дал всей твари вечную жизнь, а человек грехом ввел смерть, и вот светлый юноша Лазарь должен умереть, потому что когда-то грех вошел в мир», — пояснял митрополит Сурожский Антоний.
Христос велел «отнять» камень от пещеры, в которой похоронили праведника, и воззвал к нему: «Лазарь! Иди вон». Умерший воскрес и вышел. Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее. И когда на следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, множество людей встречало Его как царя. Они постилали на Его пути одежды и пальмовые ветви. В России их символом стали вербы.
Именно после чуда воскресения Лазаря первосвященники решили убить Иисуса. Святой же после воскрешения прожил еще 30 лет — он был епископом на Кипре и проповедовал христианство. Мощи его перенесли из Кипра в Царьград в IX веке, при Льве Мудром.
Во время земной жизни Христос сотворил чудо воскрешения из мертвых трижды: воскресил сына наинской вдовицы, которого уже несли хоронить, двенадцатилетнюю дочь Иаира, а также Лазаря.
В тропаре — главном песнопении дня — есть слова: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря». Они означают, что воскрешение Лазаря было сотворено ради уверения людей во всеобщем воскресении из мертвых.