Новости Курганской и Шадринской епархии

Митрополит Даниил:  В Вербное воскресенье Господь показывает, что через неделю Он победит смерть

12 Апреля 2020

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 12 апреля — в праздник Входа Господня в Иерусалим — совершил Литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана. Этот день в Церкви также называют Неделей ваий или Вербным воскресеньем.

С богослужения велась онлайн-трансляция, позволившая разделить радость Литургии многим верующим в Курганской области и за её пределами.

За богослужением был рукоположен во иереи диакон Андрей Яценко, прибывший в нашу епархию из Москвы.

Свою проповедь владыка Даниил начал словами: «Церковь – это такая организация, которая соединена с вечностью. А в вечности нет времени, и поэтому в богослужениях мы слышим слово “ныне”.  Всё совершается заново, и сегодня мы с вами опять переживали Вход Господень в Иерусалим. Зачем Он туда вошёл, зная, что через несколько дней эта же толпа людей будет кричать не “осанна”, а “распни!”, и клясться страшными словами  “Кровь Его на нас и на детях наших!”. Христос входит в Иерусалим, потому,  что, как пишут святые отцы, завершив Свою миссию на земле, Он идёт на Свои страдания.  Господь пришёл в Иерусалим, чтобы собрать вместе наши грехи и пригвоздить их ко Кресту.  Восшествие на Крест и начинается с этого праздника».

По словам владыки, Господь плакал, но Его слёзы не пошли на пользу жителям Иерусалима, потому что они не раскаялись в своих грехах: «И мы с вами должны соединить свои слёзы со слезами  Христа Спасителя, начать оплакивать свои грехи, особенно в эти  дни самоизоляции, когда вся обстановка способствует осознать свою греховность».

Архипастырь отметил, в Страстную Седмицу каждый из нас должен особо прислушаться к словам Священного Писания, к богослужебным песнопениям, чтобы сокрушить своё сердце, привести его в состояние покаяния. Сокрушение переводится как переживание, слёзная просьба к Богу о прощении.

«Сегодня – Вербное воскресенье, а верба – это знак победы. Господь показывает, что через неделю Он победит смерть.  Господь даёт этот знак, чтобы апостолы знали и не переживали о Нём. И нам надо, как тем людям,  снять с себя одежду – грехи свои – чтобы явиться пред Богом чистым, встретить Пасху Христову в другом внутреннем состоянии. Господь хочет нашего изменения, а оно возможно, если мы Богу отдадим своё сердце.  Он ждёт,  что мы начнём переживать и каяться, а в этом нам помогут те события, которые  происходят сейчас в мире», — завершил проповедь владыка.

Как и накануне вечером на всенощном бдении, митрополит Даниил вместе с клириками собора освятил вербы.

Праздник Входа Господня в Иерусалим — один из главных в Православной Церкви. В Евангелии говорится, как за несколько дней до Пасхи Господь в сопровождении учеников выехал из села Вифаниии и направился в Святой Град. С Елеонской горы Христос устремил свой взор на Иерусалим, вглядываясь в раскинувшийся внизу город, которому предназначено было стать Чашей Его Страданий. Толпы народа встречали Его, держа в руках пальмовые ветви (вайи), приветствуя криками: «Осанна!», что значит «спасение, радость, слава». Вход Господень в Иерусалим символически означает Второе Пришествие Христа. В Своем Первом Пришествии на землю Он явил Себя человечеству как Искупитель и Спаситель; во Втором — придет как Царь мира и Судия.

. О входе Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страданий повествуют все четыре евангелиста. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Христос отправился для празднования Пасхи в Иерусалим, многие люди с огромной радостью последовали за ним, видя те чудеса, которые он сотворил, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей.

В этот день освящают вайи (пальмовые ветви), в память того, как встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. Отсюда название Дня Входа Господня в Иерусалим — Неделя «Ваий» или «Цветоносная». На Руси он получил название «Вербного воскресенья», потому что на севере верба ранее других древесных ветвей дает почки. Люди приходят в храм с вербами, вспоминая, как галилейские паломники встретили Христа цветущими пальмовыми ветвями.