Новости Курганской и Шадринской епархии
Митрополит Даниил: Нет большей радости для священника, когда на исповедь приходит грешник
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 15 апреля, в Великую среду Страстной Седмицы, в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров.
В своей проповеди владыка Даниил назвал Великую среду «преполовением Страстной Седмицы», днём, когда Церковь вспоминает страшное событие – предательство Господа.
«Часто люди не понимают, почему мы всегда постимся в среду и пятницу. Я этот факт объясняю так – в среду нашего Отца подло предали самые близкие люди, но Он знал это и добровольно шёл на мучения, чтобы спасти других людей; а пятница – это день, когда Его распяли, издевались над Ним и мучили, но Он пошёл на это, чтобы нас спасти. Он знал, что другого пути нет – только Себя отдать на страдания и мучения».
Архипастырь напомнил о двух людях, о которых говорится в Евангелии. Один был мужчиной (что само по себе считалось счастьем ветхозаветное время), был апостолом, его звали Иуда Искариот. Но этот человек, который не просто был рядом с Христом, слышал Его, касался Его рук и ног, человек, который сам был одарён талантом творить чудеса, исцелять больных, в один момент предал своего Учителя.
А другой евангельский персонаж – это жена-грешница, блудница. Эта женщина была осквернена и не имела права дотрагиваться до Богочеловека. Но она пренебрегла этим запретом, омыла Господа миром и слезами, и этим событием навсегда встала рядом с Христом.
«Сегодняшний день да будет для каждого из нас особым днём размышлений: кто мы, на какой стороне стоим? На стороне женщины, которая из состояния блудницы заняла место апостола, стала равноапостольной? Или Иуды, который впустил в своё сердце диавола, а после совершения греха предательства, в страхе и отчаянии пошел и удавился?», – задал вопрос владыка.
А далее он разъяснил: « Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что диавол до совершения греха внушает человеку одно, а после совершения – другое. Отцы Церкви говорят, что мы должны стараться сократить дистанцию между совершением греха и покаянием – идти в храм Божий и исповедоваться. Нет большей радости для священника, когда подходит грешник. Сколько бы раз он ни падал, но если сокрушенно подходит и говорит: «Прости меня, отче» – это вызывает не раздражение и негодование, а радость. Исповедь – это победа над грехом!»
По словам владыки, грех приобретает силу с каждым часом, с каждой минутой: «Сознание наше начинает затухать, совесть перестаёт нас мучить. Да не будет этого с нами! Будем помнить подвиг этой Евангельской грешницы!»
Великая Среда – день предания на Страдания и Смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
…Ночь со Вторника на Среду Господь провел в Вифании (Мф 26, 6-17) в доме прокаженного Симона, исцеленного Спасителем. В это время в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Христа хитростью и убить Его. А здесь некая жена — «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение. Иисус Христос указывает ученикам на непонятый ими смысл происшедшего: «Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению».
Здесь же, в этом доме, в противоположность бескорыстному поступку жены — «грешницы», родилось в неблагодарной душе одного из двенадцати учеников Спасителя — Иуды Искариота преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима). Поэтому в церковной службе Великой Среды прославляется жена — «грешница» и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.
В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.