Новости Курганской и Шадринской епархии
Митрополит Даниил: Когда мы причащаемся, то становимся едиными с Богом
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в Великий четверг Страстной Седмицы, 16 апреля, в день воспоминания Тайной Вечери, совершил Литургию Василия Великого в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.
В этот день каждый верующий, по примеру апостолов, стремится соединиться со Христом в Таинстве Причащения. За богослужением несколько раз произносится молитва «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» Эту молитву поёт хор, читает священник, повторяют все верующие. В ней христианин просит у Бога соделать его причастником Тайной вечери, ныне совершающейся в храме…
Поэтому не случайно свою проповедь митрополит Даниил посвятил главному событию этого особенного дня в Православии – установлению Таинства Святого Причастия.
«Когда мы причащаемся, то соединяемся с Богом, становимся с ним едиными, сотелесными. Это удивительное Таинство не могли понять даже Ангелы – как Господь Себя умаляет, соединяясь с нами, впавшими во всевозможные грехи? А Господь воспринимает нашу природу. Святитель Феофан Затворник пишет, что Господь продолжает страдать в нас, когда мы недостойно причащаемся Святых Христовых Тайн, когда мы, уходя из храма после Причастия, не храним себя от греха», – сказал архипастырь.
«Когда священник выносит чашу, то провозглашает: “Со страхом Божием и верою приступите!”. Страх и вера должны в нас особо присутствовать, но у нас их мало. Страх Божий мы должны пробудить в себе, пробудить мыслями о том, что нас ждёт, когда мы покинем землю. А чтобы знать это досконально, надо читать книги, которые говорят нам о нашем исходе. К примеру, “Слово о смерти” святителя Игнатия (Брянчанинова), которое было издано отдельной книгой. Этот страх был у всех святых, и даже у Божией Матери, она просила Своего Сына, чтобы Он помог Ей миновать мытарства и злых бесов». Таинство Святого Причастия отгоняет бесов, которые не могут смотреть на причастившегося человека, завидуют ему и стараются всячески его погубить».
По словам владыки, Отцы Церкви пишут, что, когда мы причащаемся не в суд или осуждение, то в нас появляются особые качества, как у Христа – смирение, доброта ко всем, снисхождение к людям, сделавшим нам зло: «Но иногда этих чувств нет, Бог их скрывает, чтобы мы не возвышались над теми, кто не причащался, не думали, что мы чем-то лучше. Это не наш дар, это Бог нам дал, а мы Его дар не храним. И опять погружаемся в этот грешный мир, и опять просим у Бога за это прощения».
«Сегодняшний день – особенный. Нас немного, кто причастился Христовых Тайн. Большинство, кто бы хотел это сделать, не могут по причине самоизоляции прийти в храм Божий. Но надо, чтобы все люди просили Бога помочь нам. А когда пройдёт это время, прийти в храм и с желанием соединиться со Христом телесно!», – пожелал владыка в конце проповеди.
Великий Четверг
Этот день начинает собою собственно страстной цикл. В четверг вечером Христос установил Таинство Евхаристии, в котором вот уже две тысячи лет верующие могут максимально возможным для человека образом соединиться со Христом.
В четверг служится полная Литургия Василия Великого. Она является продолжением вечерни. В принципе, и служиться она должна вечером, однако в современной практике ее перенесли на утро. Наиболее важные тексты этого дня – тропарь «Егда славнии ученицы» и гимн «Вечери Твоея Тайныя днесь». В этих удивительных по своей красоте молитвах христиане исповедают Христа Богом и просят сделать их достойными единения с Ним в Таинстве Евхаристии.
В четверг уже не читается Псалтирь (вплоть до воскресенья Фоминого) и не кладутся земные поклоны (их совершают только перед Плащаницей).
В этот же день Патриарх совершает освящение мира – особого ароматического состава, который используют в Таинстве Миропомазания. Оно совершается один раз в жизни – сразу после Крещения.
Вечером четверга, накануне Великой пятницы, совершается неповторимая по своей красоте служба – чтение двенадцати страстных Евангелий. В этих отрывках от начала до конца описан путь страданий, которым прошел Христос. По Уставу, Евангелия должны читаться поздно ночью, ближе к полуночи. Но в современных условиях эту службу совершают раньше – вечером. Во время чтения верующие стоят в храме с зажженными свечами. Существует традиция сохранять после окончания службы огонь этих свеч и относить его домой.
Использованы материалы сайта foma.ru