Новости Курганской и Шадринской епархии
Митрополит Даниил посетил Крестовоздвиженский приход Шадринской епархии
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 11 июня посетил Крестовоздвиженский храм в селе Звериноголовском и совершил там Божественную литургию. Ознакомительный визит состоялся по согласованию с епископом Шадринским и Далматовским Владимиром.
Владыке сослужили секретарь епархии иерей Леонид Перчугов, настоятель прихода св. Прокопия Устюжского села Чернавское Притобольного района протоиерей Павел Балин, настоятель Крестовоздвиженского храма протоиерей Владимир Швидкий, клирики Курганской епархии.
По словам настоятеля, впервые за более чем 200-летнюю историю этого храма здесь провёл службу священнослужитель в сане митрополита.
В этот день Православная Церковь отмечает память святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, которого в миру звали Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий; ученого с мировым именем, профессора хирургии и топографической анатомии, одного из основателей регионарной анестезии и гнойной хирургии.
Владыка Даниил подробно рассказал о жизненном подвиге этого великого человека, который в самое богоборческое время, в 1921 году, не побоялся принять священнический сан, в 1923 году стал епископом, а через несколько месяцев попал в тюрьму. Он 11 лет провел в застенках ЧК и в ссылках, несмотря на то, что был легендой в медицине, самым прославленным хирургом того времени.
«Как удалось святителю Луке совершить подвиг силы, пройти путь исповедника, сохранить христианские верность и смирение? По словам святителя Игнатия Брянчанинова, подвиг силы делится на две части: это милосердие к тем людям, которые к нам плохо относятся и это борьба со своими страстями. Что и сделал святитель Лука – он молился и оказывал медицинскую помощь своим гонителям; он боролся со своими страстями и оплакивал свои добрые дела так, как другие не оплакивали свои грехи», — сказал архипастырь.
«Сегодняшний день говорит, что и в наши дни возможно не просто спасение, а достижение святости. Ведь святитель Лука жил в то время, когда большая часть населения нашей страны ненавидела Православную веру и уничтожала её. Всё низменное стало достоинством, а всё высокое – пороком. Но русский народ вовремя остановился. А святитель Лука пережил все гонения и поношения, но не озлобился, он молился и делал дела милосердия. Путь святителя Луки должен быть путём каждого из нас: смотреть за своими грехами, молиться за других людей, показывать им пример незлобия, открытости, христианской благости. И тогда божественная благодать будет всегда обретать в нашем сердце и поддерживать нас, давать нам силу преодолевать все жизненные испытания», — завершил владыка проповедь.
Настоятель храма протоиерей Владимир Швидкий поблагодарил митрополита Даниила за совершённую Литургию и за проникновенную проповедь. «В вашем посещении мы ощущаем благословение ваше и святителя Луки. Сейчас у нас тоже сложное время, инфекция коронавируса, люди были на самоизоляции и устали. Благодаря вашему приезду мы ожили. Это милосердие друг к другу, забота о нас. Думаю, что это благословение и знак нам, что всё будет хорошо».
Митрополиту вручили корзину цветов, выращенных на звериноголовской земле.
В ответ владыка Даниил сказал, что ему приятно видеть отца Владимира, который был в Троице-Сергиевой лавре студентом. «Когда я там был благочинным, он трудился в просфорне, а это нелёгкий труд, нужно было вставать в 4 часа утра. Но кто привык себя отдавать Богу в малом, отдаёт себя и в великом. Мне приятно было узнать, что у отца Владимира 9 детей. Его матушка Надежда родом из Зауралья. Есть ещё женщины в курганских селениях! Это очень радует, что наши женщины себя не жалеют и рожают детей. Они себе создают будущие блага в вечной жизни, а здесь утешаются радостью. Многодетным родителям Господь воздаёт больше. Храни Господь тебя, отец Владимир, за твоё самопожертвование. Дай Бог увидеть тебе на нашей курганской земле не только внуков, но и правнуков» — пожелал архипастырь.
Митрополит Даниил в сопровождении настоятеля осмотрел приделы храма, где проходят ремонтные работы.
Владыка побывал и в доме, где живёт большая семья отца Владимира, осмотрел ухоженный приусадебный участок, покормил с руки корову, поговорил с детьми батюшки и матушки, которые являются их главными помощниками и дома, и в храме.
Историческая справка
Каменная Крестовоздвиженская церковь в селе Звериноголовское построена в 1826 (27) году. В этом году храму исполнилось 190 лет. Это величественное сооружение находится на центральной площади села. Белокаменная церковь с тремя куполами видна издалека, а звучание ее колоколов слышно на 2-3 километра вокруг. Северный предел храма освящен во имя Святой Троицы, южный – в честь святителя Николая Чудотворца. После революции храм уцелел. В 20-е годы была попытка его взорвать, но прихожане храм отстояли. Богослужения в Крестовоздвиженской церкви продолжались до 1938 года. Затем в церкви было устроено зернохранилище, богослужебная деятельность возобновилась только в 1947 году.
Особой гордостью в истории церкви является ее посещение в июле 1891 года цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Российским. В историческом очерке Бориса Карсонова «Путешествие цесаревича» («КиК», 3, 7 февраля 2004 г.) приводится свидетельство современника об этом событии: «В 11 часов 30 минут утра Его Высочество въехал в станицу Звериноголовское. Прямо с дороги цесаревич проследовал в каменную Крестовоздвиженскую церковь, где перед входом в ограду его встретило духовенство в полном облачении. Путь от ограды до Царских врат был устлан красным сукном. Его Высочество, приложившись ко кресту, вошел в храм. Священником, отцом Василием Инфантьевым, была совершена краткая лития и молебен о благополучии путешествия и прибытия гостя… После молебствия Августейший Атаман (почетное звание цесаревича – Д.Л.) приказал выдать 100 рублей на украшение Крестовоздвиженской церкви».
Настоятелем Крестовоздвиженского храма с 1993 года является протоиерей Владимир Швидкий. Стараниями и молитвами отца Владимира и прихожан, при помощи неравнодушных благодетелей храм не просто поддерживается в исправном состоянии, но преображается, становясь духовным центром села.