Новости Курганской и Шадринской епархии

Митрополит Даниил: Чем больше у нас будет друзей на Небе, тем радостней мы будем покидать землю

14 Июня 2020

Митрополит Курганский и Белозерский в воскресенье, 14 июня совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе.

В первое воскресенье после сошествия Святого Духа на апостолов Православная Церковь празднует память всех святых. Святых, которые, по словам владыки, усвоили дары Духа Святаго и не только использовали их для своего спасения, а раздавали и продолжают раздавать их.

«Сегодня – праздник тезоименинства каждого из нас, ведь нам даны имена людей, которые прославились перед Богом и способны помогать тем, кто носит их имена на этой земле. Как же удалось святым – а их много и они жили в разное время – стяжать эту святость? На этот вопрос  отвечает сегодняшнее Евангельское чтение, начинающееся со слов: “Всякого, кто исповедает Меня пред людьми,  того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным” (Мф. 10:32), – сказал митрополит Даниил. – А что значит “исповедовать”? Отцы Церкви учат, что это значит – думать,  говорить  и жить правильно, по-евангельски. Исповедовать – это значит, учить других. А как учить, если ты сам не знаешь свою веру? Главное – изучить свою веру и показывать её своими делами, исполнением заповедей».

Архипастырь объяснил, что, когда мы причащаемся, то становимся близкими друг к другу и участвуем в страданиях и в радостях друг друга. «Так было, есть и будет всегда. Но главное наступит после того, как мы закончим эту жизнь. Каждый из нас – странник, но от обычного путешественника мы отличаемся: тот знает свой маршрут, его начало и окончание. А мы не знаем, нас послал Господь странствовать, но мы не знаем, когда Он нас призовёт. И мы больше должны думать не о земном, а о небесном».

По словам владыки, если мы будем жить здесь, и общаться со своими святыми, то на небе они нас встретят с распростёртыми объятиями. «Мы будем там свои, а не чужие. Но для этого мы должны знать о  небесных покровителях. Беда нашего старшего поколения, что они часами просиживают у телевизора и впитывают в себя всякие слухи и скандалы. Они этой ерундой, даже ядом, набивают своё сердце, но при этом не знают святых! Я призываю каждого из нас – придя домой, почитай про своего святого, соединись с ним. Когда мы их просим и молим,  наша с ними дружба укрепляется, И чем больше у нас будет друзей на Небе, тем радостней мы будем покидать землю в конце своего странствия».

Владыка пожелал милосердия к себе, своей душе и к людям, живущим рядом с нами, чтобы  войти в жизнь вечную подготовленными. «Святые помогают нам молитвенно по мере очищения нашего сердца. Будем всегда это помнить и молиться святым угодникам Божиим!».

14 июня – Собор всех Святых.
Собор всех Святых, во вселенной просиявших – настоящий семейный праздник нашей Церкви. Из седьмой главы Откровения Иоанна Богослова мы знаем, что святых «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков», то есть значительно больше тех сотен имен, которые нам известны по святцам. Люди, угодившие Богу, – братья и сестры, вне зависимости от социального статуса, образования, финансового положения, возраста, места жительства, профессии или гражданства.

Праздник известен с конца IV – начала V веков. Существует проповедь свт. Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений прп. Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых.

Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

В годовом богослужебном круге православной церкви День всех святых является пограничным:

Заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха.

На утрене Дня всех святых начинается чтение «столпа» – последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом.

В понедельник после праздника всех святых начинается чтение на литургии Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея (в пасхальный период читались Деяния святых апостолов и Евангелие от Иоанна)

В этот же понедельник начинается Апостольский пост, сменяющий сплошную (то есть без постных среды и пятницы) седмицу по Пятидесятнице.

Гимнография праздника изобилует поэтическими оборотами: святые называются «непрелестными светилами» (канон утрени, песнь 3), «божественным облаком» (там же, песнь 6), «начатками естества» (кондак), «терпеливодушными» (стихира на литии); их кровью Церковь украшается «багряницею и виссом» (тропарь); они «уясняют церковное небо» (канон утрени, песнь 8), «добродетелей светлостью» делают землю небом (стихира на хвалитех).

(По материалам Православного церковного календаря)