Новости Курганской и Шадринской епархии
РАЦИРС призвала архиереев Русской Православной Церкви бороться с младостарчеством
Российская ассоциация изучения религий и сект (РАЦИРС) призвала архиереев Русской Православной Церкви обратить внимание на проблему младостарчества. Такое заявление было сделано на фоне конфликтов в Тверской и Екатеринбургской епархиях, спровоцированных действиями последователей священника-обновленца Георгия Кочетков и запрещенного в служении схиигумена Сергия (Романова).
Приводим текст заявления:
Младостарчество, под которым подразумевается недопустимое превышение полномочий пастырем (монашествующим, белым священником или даже мирянином, воспринявшим на себя функции «духовничества» в отношении своих последователей) своих обязанностей в духовном окормлении вверенной ему паствы, в настоящее время приобретает в Русской Православной Церкви все более тревожные черты. Благодаря появившейся возможности широко проповедовать свои взгляды с помощью Интернета, различного рода лжестарцы все чаще напоминают нам об актуальности принятого еще в далеком 1998 году Священным Синодом Русской Православной Церкви «Постановлении о младостарчестве», в котором наше священноначалие предельно ёмко определило суть этой проблемы (http://www.patriarchia.ru/db/text/4970081.html). И после этого, и по настоящее время, Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно заявлял об этой угрозе. Но события последних месяцев говорят нам, что проблема по-прежнему остается нерешенной.
Последним подтверждением тому служит критическая ситуация, возникшая сейчас в Среднеуральском женском монастыре из-за вызывающих и неканоничных действий запрещенного в служении схиигумена Сергия (Романова). Еще не успел затихнуть скандал, связанный с деятельностью коммерческой секты бывшего священника Владимира Головина, как тут же мы столкнулись с агрессивными сторонниками движения царебожничества и ковид-диссидентства схиигумена Сергия (Романова), чьи заявления в ближайшее время правоохранительные органы вполне могут признать экстремистскими, а действия опасными для здоровья и жизни мирных граждан.
Однако фигуры Головина или Романова – всего лишь единичные яркие примеры проблемы младостарчества, которая, увы, не исчерпывается этими двумя персонажами. Во многих епархиях имеются подобные «старцы», «прозорливцы», «экзорцисты», которые запугивая своих прихожан «грядущим антихристом», «электронным концлагерем» и прочими надуманными страхами, создают собственные «откровения» о «царе-искупителе», лжесвятом Славике Чебаркульском, «тайном схиепископе Иосифе Сталине», «прозорливом старце Распутине», якобы предательстве православия всем епископатом и тому подобные алармистские высказывания, предлагая взамен свои собственные рецепты спасения, но только тем, кто проявит в отношении этих лжестарцев полное и бескомпромиссное повиновение. Нередко монашествующие «младостарцы» (не обязательно молодые по возрасту) проживают в монастырях и принимают толпы паломников, ломая многим из них жизнь. За целым рядом этих новоявленных гуру, маскирующихся под православных пастырей, тянется шлейф всякого рода скандалов или даже преступлений. С другой стороны, во многих епархиях сейчас действуют священники и сбившиеся с пути миряне, под видом якобы верно понятого ими святоотеческого учения, психологии или иных видов душепопечительства занимающиеся оккультными практиками (часто на коммерческой основе) или создающие радикально обновленческие псевдомиссионерские движения, противопоставляющие себя всей церковной полноте и вносящие смуту в церковную среду.
Таким образом, возникают целые группы «непоминающих», «царебожников», «зилотов» или радикальных реформаторов как среди монашествующих, так и белого духовенства и даже иногда мирян, создающих вокруг себя всецело преданные им группы, которыми руководят харизматичные лидеры, подменяющие подлинно православную традицию духовничества сектантским гуруизмом, а также сомнительными оккультными практиками, псевдополитическими концепциями, либо призывами радикального пересмотра существующих церковных практик и даже государственного строя.
В связи с этим напоминаем о недопустимости для пастырей создания вокруг себя таких общин, в которых имеет место оппозиционное и критическое отношение как к высшему церковному руководству, так и к другим пастырям и приходским общинам. Также недопустимо использования церковного амвона для проповеди тех или иных политических взглядов. И мы просим архипастырей нашей Церкви обратить особое внимание на то, как осуществляется пастырями духовное окормление их паствы, по возможности, было бы весьма своевременным усилить надзор за строгим соблюдением пастырями установлений и норм Православной Церкви, касающихся различных аспектов духовнической практики.
В связи с резким ростом числа случаев душепагубного явления младостарчества видим насущную необходимость в самом серьезном общецерковном рассмотрении данного вопроса и принятии результативных решений этой проблемы на самом высоком церковном уровне. Мы также просим епархиальных преосвященных обратить особое внимание на эту серьезнейшую проблему, ибо ранее мы сталкивались с ситуацией, когда поступающие многочисленные жалобы о тех или иных «чудотворцах», действующих во вверенных их окормлению епархиях часто замалчивались, либо просто игнорировались.
Как можно видеть на примере многочисленных скандалов, последними из которых стали события вокруг бывшего священника Головина и уже запрещенного в служении схиигумена Сергия (Романова), эта проблема никогда сама по себе не «рассасывается», но лишь нарастает. Более того, любое попустительство в отношении них подобные лжестарцы-гуру воспринимают как слабость епархиального руководства и все более радикализируются. «И бывает … последнее хуже первого» (Мф. 12:43).
Надеемся, что своевременные и решительные действия нашего священноначалия смогут предотвратить возникновение кризисных ситуаций, подобных тем, что ныне разворачиваются в Чистопольской епархии и Екатеринбургской митрополии, а также в некоторых других епархиях нашей Церкви.