Новости Курганской и Шадринской епархии

9 Июня 2013

2 июня 2013 года, в неделю пятую по Пасхе, о самаряныне, архиепископ Курганский и Шадринский Константин возглавил Божественную Литургию в Свято-Духовском храме архиерейского подворья поселка Смолино.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики подворья и личный секретарь иерей Константин Павлюченко.

По окончании божественной литургии состоялся Пасхальный крестный ход, после которого архипастырь обратился к собравшимся с проповедью, в которой заметил, что "совсем недавно мы с вами здесь вместе с молились, читая на первой седмице Великого Поста покаянный канон преподобного Андрея Критского, а сейчас уже скоро конец Пасхалии, прошло Преполовение. И совсем скоро мы встретим престольный праздник этого храма — День Святого Духа. А сегодня нас в этом храме собрала любовь ко Господу, и мы слушали со вниманием Евангелие от Иоанна, в котором повествуется беседа Иисуса Христа с самарянкой. Самарянка не была святой женщиной, но упоминается о ней в эту неделю потому, что именно в беседе с этой женщиной Иисус Христос впервые прямо, не обянуясь, назвал себя Христом Мессией.

Евангелие говорит о том, что когда в Иудее ученики Иисуса Христа, следуя примеру Иоанна Крестителя, стали крестить, и к ним для Крещения приходило гораздо больше народу нежели к Иоанну — величайшему из пророков, тогда Иисус Христос для того, чтобы освободить место для проповеди пророку Покаяния — Иоанну Предтече, оставил Иудею и отправился опять в Галилею. Обычно путь всегда проходил по берегу реки Иордан. Для этого были два основания: жаркая летняя погода и невозможность передвижения по территории ненавистного иудеям племени самарян. Иудеи и самаряне враждовали уже несколько столетий, но Иисус Христос выбирает именно трудный путь по жаркой погоде и враждебной территории. Христос идет туда, куда ему велит Отец Его Небесный. Он знает, что ждет его впереди.
Изнемогая от зноя и жажды, Иисус Христос садится в тени колодца, а ученики тем временем отправляются в самарянский город Сихарь для того, чтобы купить хлеба. Этот город существует до сих пор, и там до настоящего времени живут самаряне. Их осталось немного, всего около 500 человек. К колодцу, у которого сидел Иисус, подходит женщина, чтобы почерпнуть воды. По обычаю той местности, она несла на плече глиняный тяжелый кувшин, к которому была привязана длинная веревка. Мы не знаем, о чем размышляла эта женщина, идя под жарким солнцем к колодцу: может быть о своей неустроенной личной жизни, — пять раз она стремилась выйти замуж и у нее не получалось. И вот она видит человека, сидящего в тени колодца и просящего у нее воды. Просьба эта вполне естественна, ведь у Него не было ни кувшина, ни веревки для того, чтобы достать воды. Но неестественно то, что он обращается к ней, самарянке, поскольку Иисус относился к враждебным иудеям: " Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала" (Ин.4:7-18).

В этой беседе мы видим, что эта женщина самарянка, проявив некоторую дерзкость характера, все же была правдива со Христом. И Иисус Христос похвалил её, не за образ ее жизни, а за то, что она сказала правду. Бог любит, когда мы говорим Ему правду. Бог может спасти любого грешника, который осознает и именует себя таковым. Но Бог не может спасти того иллюзорного праведника, за которого мы себя выдаем. Бог спасает реальность, но не иллюзию. Женщина самарянка при этом, чтобы перевести разговор из больной для нее темы, сразу же переходит на тему богословскую, видя в нем Учителя: «Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:19-24). С пришествием Иисуса Христа особое место молитвы — Иерусалимский храм, теряет свою значимость, и с этого времени на всяком месте будет такая уже угодная Богу молитва.

«Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Ин.4:25-26). Иисус Христос этой грешной женщине впервые в своей жизни говорит то, что он так явно и откровенно ни говорил ещё никому и никогда.

«В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (Ин.4:27-38).

Иисус Христос был настолько воодушевлен, он знал, что произойдет сейчас, что не взял предложенную учениками еду. И пока Христос разговаривал с учениками, через «побелевшие нивы» к нему бежала разношерстная толпа самарян, весь град прибежал ко Христу, и свершилось небывалое, — они уговорили его, и он два дня жил у ни в городе Сихарь: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин.4:39-42). Христос призывает всех нас поклоняться единому Богу в духе и истине на всяком месте, исповедоваться и причащаться тела и крови Христовых, также и на всяком месте мы должны помнить, что мы Христиане, как на всю оставшуюся жизнь это запомнила самарянка, по имени Фотиния, ставшая мученицей за Христа, как и пять ее сыновей обрели мученическую кончину за Христа. Храни и благослови вас Господь. С праздником!", — заключил Владыка Константин.

Юбилейными архиерейскими грамотами и благодарственными письмами в этот день были награждены: ключарь Свято-Духовского архиерейского подворья игумен Илларион (Лоскутников), певчие хора, просфорницы и трудницы храма поселка Смолино.

Пресс-служба Курганской епархии.