Новости Курганской и Шадринской епархии

20 Августа 2013

19 августа 2013 года, в праздник Преображения Господня, Управляющий Курганской и Шадринской епархии Архиепископ Константин возглавил Божественную Литургию в кафедральном соборе святого Александра Невского.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора. По окончании Литургии был совершен чин освящения плодов.

Владыка Константин обратился к собравшимся с архипастырским словом по прочтении Евангелия, в котором отметил, что «три Евангелиста повествуют нам, дополняя друг друга, о великом событии, а именно о Преображении Господа нашего Иисуса Христа. В Иисусе Христе, в одном Лице Его, две природы, - совершенная Божественная и совершенная человеческая. В последний год своего пребывания на земле Иисус Христос, видя, что ученики постепенно уже начинают просвещаться, хотя ещё и не в полную меру (в полную меру они все вспомнили и поняли в день Святой Пятидесятницы, День Сошествия Святого Духа на апостолов), незадолго перед своими крестными страданиями, а именно за 40 дней до распятия, Преобразился для того, чтобы усилить веру в своих учениках.

Еще перед этим Иисус Христос после того как совершил множество чудес спрашивал у своих учеников: «...за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф.16:13,14). Ни один из ответов не гласил, что народ тебя принимает за Мессию, за Христа, за Избавителя, за Освободителя, за Искупителя всего человеческого рода от греха, проклятия и смерти.

«Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф.16:15-17).

И после того как Иисус увидел в своих учениках какую-то веру в Него, пускай, как мы знаем из последующих событий, веру ещё и несовершенную, Он стал говорить им о своих будущих страданиях за искупление всего верующего во Христа мира от греха, проклятия и смерти. Но даже после того как апостольский лик исповедовал Его Христом, Сыном Бога Живаго, когда они услышали такие страшные слова откровения о будущих мучениях, распятии, Голгофе, они не могли это воспринять, перенести. И апостол Петр, который ещё несколько минут тому назад исповедовал Христа Сыном Бога Живаго говорит: «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16:22-23). И после этого Иисус Христос снова учил их о главной миссии пришествия Его в мир, - и о бессмертии, и о воскресении, и об основании будущей Церкви Христовой, которую врата адовы не одолеют.

Настроение людей всегда было колеблющимся, и тогда, и сейчас, и в будущем. Сейчас настроение людей таково, что они посещают храмы Божии, детей в школах обучают «Основам Православной культуры», но к сожалению и к стыду далеко не все. Многие предпочитают «Основы светской этики», не зная о том, сколько продлится время благоприятное для просвещения детей светом Христова Евангелия. Светская этика никогда и никуда не денется, ни завтра, ни послезавтра, ни через сто лет. Другое дело, что эта светская этика непостоянна, конъюнктурна, и она будет каждый раз представляться в ином свете, в зависимости от того, какая политическая сила находится у власти. Но Христос всегда один и тот же, во веки веков, аминь. И поэтому необходимо использовать время благоприятное для обучения детей вечным истинам. Народ непостоянен, это мы знаем из церковной истории, ведь сколько Иисус Христос накормил людей хлебом, сколько исцелил больных, а когда его арестовали, то куда все они исчезли, и даже все ученики Христовы разбежались. И в конце света перед вторым пришествием Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во времена антихриста что будет в мире? Иисус Христос сказал: «ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:27). «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:7-8). Поэтому торопитесь, не думайте, что все будет продолжаться вечно, живите в Церкви, живите храмом.

Итак, Иисус Христос, укрепляя веру в своих учениках, а через них и в нас, христианах, совершил чудо Преображения для того, чтобы убедить учеников в том, что на крестную смерть идет не просто хороший человек, учитель, некоторые считали его бродячим Равви; что не просто распнут пророка, даже такого великого как Илия, или Иеремия; что не просто распнут самого выдающегося из пророков. Но приходит время искупительное для всего земного шара, приходит время исполнения страшной тайны, когда Иисус Христос становится жертвой за грехи всего мира. Но жертва просто человеческая — может быть жертвой за себя, за близких, за родину, за семью, как погибали защитники, воины нашего Отечества во время Великой Отечественной войны, жертвуя своими жизнями за то, чтобы мы жили, чтобы наша Родина была свободной и независимой. Это была великая жертва солдат за великую родину.

Иисус Христос приносил себя в жертву за грехи всего мира, а за грехи всего мира недостаточно жертвы одного человека, недостаточно двадцати миллионов погибших, это должна быть жертва Сына Божия, жертва Лица, в Котором соединены Божественная и человеческая природы. И для того, чтобы утвердить учеников в том, что Он — Сын Божий, Христос и показал им на время свое реальное Лицо. Солнце постоянно над нами светит, мы его иногда видим, а иногда не видим, из-за того что тучи его закрывают, но солнце все равно есть и светит непрестанно. Также и в Иисусе Христе всегда сияло Божество. Другое дело, что Оно было прикрыто от человеческого восприятия, потому как даже на солнце мы не можем долго смотреть. А Господь Иисус Христос просиял во Славе на несколько секунд, или может быть на минуту, показав ученикам подлинную настоящую природу: «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2), и попадали ученики, закрывая свои лица. И мы поем в тропаре: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу твою, якоже можаху...». Слава Божия — это то сияние, исходящее от Иисуса Христа, которое мы видим на иконе Преображения. Слава Божия — это нетварная Божественная энергия и её нельзя сопоставлять со славой человеческой, с популярностью.

Тогда совершилось ещё одно чудо, не только то, когда Иисус Христос показал ученикам Свое реальное Лицо, но и другое. Главная догматическая истина заключалась в том, что когда на место Преображения, гору Фавор, снизошло облако, то в нем ученики услышали глас Отца Небесного: «Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). Иисус Христос не просто величайший из всех пророков, но Он есть Сын Божий, Сын возлюбленный, и его следует слушать, так как в нем благоволение Бога Отца, - вот главная догматическая христианская истина, которая дана нам на горе Преображения. 

Ученики были потрясены всем бывшим: «При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.17:4). Ученики от потрясения даже не знали что говорить, и что думать, и поэтому Христос запретил им рассказывать о виденном событии, поскольку слов у них тогда просто не хватало. Они могли в тот момент выражаться только по-детски, и это вполне естественно, потому что даже апостол Павел в своем первом послании к  коринфянам пишет: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1Кор.13:11). Ученикам ещё надлежало вырасти в меру апостольства, но для этого требовалась помощь свыше, требовалось сошествие Святого Духа на апостолов, именно тогда они облеклись верою свыше, находя нужные слова о том, что было во время Преображения Господня. А если бы они начали об этом раньше говорить, то конечно не нашли бы нужных слов, и это величайшее событие оказалось бы в восприятии других людей каким-то тусклым, каким-то смазанным, и совершенно непонятным. Святые апостолы выполнили все, что на них было возложено.

Отцы Церкви, размышляя над тем, почему именно только троих взял Христос на гору Фавор приводят следующее истолкование. Во-первых, потому что тогда среди апостолов находился и Иуда. Иисус Христос знал кто его предаст, и поэтому не хотел, чтобы в этот торжественный великий момент присутствовал там и предатель, сребролюбец. Но и оставлять внизу одного только Иуду тоже нельзя было, потому как тогда Иуда получил бы какое-то нравственное самооправдание в свое предательстве.

Есть ещё и другое истолкование: три апостола, которых Господь взял с собой на гору, максимально воплощали в своем характере, в своей жизни и поведении три главных христианских добродетели: веру, надежду и любовь. Апостол Петр — камень веры. Мы знаем, что он первый исповедовал Христа Сыном Бога Живаго, и на этом камне, говорил Иисус Христос я утвержу Церковь. Апостол Иаков — символ христианской надежды и благочестия, он первым претерпел мученическую кончину за Христа, был первым епископом Иерусалима. И наконец, Апостол любви, автор четвертого Евангелия Иоанн Богослов, который показывает, что любовь к Богу возрастает тогда, когда  мы поучаемся в словах Божественного Писания. Но когда наступили страшные дни голгофских испытаний, тогда и вера Петрова поколебалась, и надежда Иакова померкла, и у Голгофы, у Креста осталась только одна любовь — Иоанн Богослов с Пречистой Матерью Господа нашего Иисуса Христа. И видя его любовь, Господь Иисус Христос, сам претерпевая невероятные мучения, говорит своей Матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26-27). Вот какова сила любви.

Дай Бог и нам, чтобы мы, поняв смысл Преображения Господня, тоже преображались, чтобы и мы имели такую же любовь, как у Иоанна Богослова, веру и надежду. И сии три да пребудут с нами, но больше из них любовь, Аминь.» - заключил Архипастырь.