Новости Курганской и Шадринской епархии

31 Августа 2013

29 августа 2013 года, в телестудии Издательского дома «Новый мир» состоялся телемарафон, прошедший в рамках поддержки Свято-Успенского мужского Далматовского монастыря в проекте «Россия-10». Интернет-телевидение «Зауралье-онлайн» совместно с ГТРК-«Курган» и ТК «Курган.ру» вели трехчасовую прямую трансляцию общения с гостями студии, выпускали в эфир сюжеты о Далматовском монастыре, рассказывали о проекте «Россия-10» и призывали к голосованию.

В телемарафоне принял участие Архиепископ Курганский и Шадринский Константин. В прямом эфире также выступили писатели Виктор Потанин и Виталий Носков, председатель совета Ассамблеи народов Зауралья Владимир Уфимцев, начальник управления культуры Курганской области Вера Денисова, председатель общественного движения «За возрождение Свято-Успенского Далматовского монастыря» Юрий Аникин, заместитель начальника управления культуры Курганской области Дмитрий Бровко, руководитель отдела детско-юношеского центра Иван Хлебников, доктор исторических наук, профессор Курганского государственного университета Владимир Менщиков и блогер Андрей Вагин.

Все три часа зрителей могли наблюдать прямые включения из города Далматово и оперативные результаты голосования. Кроме того, все желающие могли задать свои вопросы гостям студии через официальную группу интернет-телеканала «Заурал-онлайн» в социальной сетях.

Марафон прошел при поддержке областной газеты «Новый мир» и городской газеты «Курган и курганцы», а также пресс-службы губернатора Курганской области.

Владыка Константин во время прямого эфира отвечал на вопросы зрителей, которые зачитывал ведущий от информационного агентства «Курган.ру» Юрий Пестерев.

«Юрий: Владыка Константин, скажите, в чем уникальность Далматовского монастыря как мужской обители?

Владыка Константин: Прежде всего всех вас поздравляю с праздником Порт-Артурской иконы Пресвятой Богородицы, который празднует сегодня Святая Церковь. А уникальность этого монастыря как мужской обители состоит в том, что монастырь в камне олицетворяет, воплощает лучшие черты характера зауральцев, а именно стойкость, трудолюбие, спокойствие. Монастырь был воздвигнут в 17 веке, известно что в следующем году будет 370 лет как он существует. За это время, почти четыре столетия, монастырь неоднократно подвергался набегам и дважды полному разрушению. И всякий раз восстанавливался из пепла, причем каждый раз в более лучшем виде, чем был до того, и мы надеемся, что с помощью Божией и добрых людей, не только зауральцев, но и всех граждан России, монастырь возродится и в третий раз лучше, чем прежде.

В истории монастырь выполнял функции и крепости, и завода, и просветительского центра. Известно, что эту крепость уже никто не мог взять, - ни восставшие пугачевцы, ни восстание «дубинщины», ни кочевники, которых тогда называли общим словом «киргизы». Кроме того монахи этой обители организовали железоделательный завод в городе, именующемся сегодня Каменск-Уральский, крупнейший сегодня уральский металлургический центр. А у истоков металлургической отрасли на Урале стояли как раз монахи Далматовского монастыря. Таким образом, сущностью монахов этого монастыря всегда было трудолюбие и защита Родины. Курганская область — пограничный регион, и возрождение монастыря сегодня имеет особое значение.

Юрий: Владыка, Далматовский монастырь был одним из первых построен в Уральском регионе, дата его основания 1644 год, в то время он олицетворял мощь и величие. Какова его судьба сегодня?

Владыка Константин: Монастырь возрождается, медленно, тяжело, упорно, но тем не менее верно. Возглавляется монастырь игуменом, служат иеромонахи, практически ежедневно совершаются Богослужения. Мы делаем все, чтобы привлечь внимание священноначалия, и всех православных христиан нашего отечества для того, чтобы имя Далмата Исетского прозвучало и просияло на весь Православный мир. И поэтому был поставлен вопрос об общецерковном признании преподобного Далмата, или об общецерковной канонизации. До сих пор Далмат Исетский был в анонимном списке местночтимых Сибирских святых, и его имя нигде не упоминалось. По нашей инициативе были собраны сведения о почитании преподобного Далмата во всех соседних епархиях, о значении монастыря, и материалы были направлены в Священный Синод. На Освященном Архиерейском соборе, который проходил в феврале этого года, 4 февраля единогласно всеми архиереями Русской Православной Церкви, как служащими в России, так и за рубежом, был утвержден акт канонизации Общецерковного признания преподобного Далмата Исетского, и было принято решение сообщить его имя во все Православные Церкви всего Мира. Начиная с этого года его имя встречается во всех церковных календарях. Я специально принес вам два различных издания календаря на 2014 год, чтобы все могли убедиться, что имя преподобного Далмата встречается в календаре и притом дважды.

Совсем недавно, 6 августа, в день обретения мощей преподобного Далмата Исетского в монастыре Богослужение провели три архиерея: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Викентий, Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий и я, как Управляющий Курганской и Шадринской епархии. На торжество прибыл и Губернатор Курганской области и Председатель областной думы. Это было необыкновенно торжественное, волнительное Богослужение. Дух преподобного Далмата казалось был рядом с нами, дух почившей братии обители, дух величия и мощи России, дух непоколебимости, несломленности и возрождения. Когда посмотришь просто отвлеченным взлядом на стены монастыря, то иногда нападает и уныние, но дух побеждает все, дух формирует сознание и необходимо было быть там, чтобы проникнуться этим духом. Ведь люди шли сотни километров крестными ходами из Екатеринбурга, Кургана и других поселений. Они были воодушевлены, и это самое главное. Как говорили фронтовики, - главное, что кость не задета, а мясо нарастет. Так и здесь, дух есть, вера есть, любовь есть, уважение есть, почитание есть, общеправославное всемирное признание есть, и это не просто уже на словах, но зафиксировано в документах и вошло во все церковные календари и святцы. Теперь весь мир знает о преподобном отце нашем Далмате Исетском. И конечно же будет довольно-таки неудобно, когда сложится такая ситуация, что весь мир знает, весь мир молится преподобному Далмату, а родина — Зауралье каким-то образом не принимает активное участие за монастырь. Дух монастыря жив!

Юрий: Владыка, означают ли ваши слова то, что Вы на Богослужениях призываете обязательно отдавать свои голоса за Далматовский монастырь?

Владыка Константин: Да, конечно.

Юрий: Владыка, как Вы думаете, сплачивает ли голосование на этом проекте зауральцев?

Владыка Константин: Я думаю что да. Зауральцы народ памятливый, и мне кажется они не забыли, что сам город Курган был основан вкладчиком Далматовского монастыря Невежиным, то есть даже элементарное чувство благодарности курганцев должно способствовать. Если вкладчик монастыря основал Курган, то когда Далматовскому монастырю сейчас приходится очень плохо, то с нашей стороны элементарной благодарностью будет поддержка монастыря своими голосами в проекте.

Юрий: Владыка, не стоило ли сумму, потраченную на смс, отправить на восстановление монастыря? Не принесло бы это более значимый вклад?

Владыка Константин: Мы не считаем чужие деньги. Мне сложно ответить на этот вопрос. Могу сказать только то, что те деньги, которые поступают на возрождение или монастыря, или храма непосредственно в руки игумена или настоятеля, используются гораздо более эффективно, чем если эти средства придут по другим каналам.

Юрий: Владыка, раньше количество монахов исчислялось сотнями, будет ли увеличиваться численность в ближайшее время, как Вы считаете?

Владыка Константин: В Далматовском монастыре сотен монахов никогда не было, численность всегда измерялась десятками. Были и периоды расцвета, были и петровские, и екатерининские реформы, когда монастырская жизнь замирала, и снова необыкновенный расцвет монастырской жизни пришелся на конец XIX — начало XX столетий, когда были приняты новые церковные уставы. В настоящее время монастырская жизнь возрождается, но медленнее, чем остальные формы нашей церковной жизни. Это связано с тяжестью монашеского подвига. К сожалению, современное поколение людей, выросшее в комфорте, неохотно идет на то, чтобы принять на себя подвиг. Ведь монахи – это прежде всего люди подвига, поэтому неслучайно говорят, что в армии и Церкви не работают, а служат. Особая форма служения это конечно же монастырь, и хорошо, что в настоящее время количество братии монастыря продолжает расти, хотя и медленно. В наше время даже двадцать человек братии это большое достижение. И я глубоко уверен, что если там будет создана хотя бы элементарная инфраструктура, кельи, бытовые удобства для жизни монахов (сейчас рано боятся, что там они будут уже купаться в роскоши, и мы уже начинаем «делить шкуру неубитого медведя»), то монастырь сможет принять в свои ряды еще необходимое число братии, по молитвам преподобного Далмата Исетского. В этом году на прошедшем Архиерейском соборе была осуществлена только одна единственная канонизации, и этим единственным человеком был преподобный Далмат Исетский, и на Освященном Архиерейском соборе говорили только об одном Далматовском монастыре. И конечно же, свидетели этому — свыше двух сотен архиереев, и вне всякого сомнения теперь о зауральском монастыре знает вся Православная Русь».

За время проведения трехчасового онлайн-телемарафона в поддержку Далматовского монастыря было отдано свыше 150 000 голосов.

Сегодня завершилось голосование во втором туре, благодаря активной позиции жителей Зауралья Далматовский монастырь завершил второй этап на десятой позиции рейтинга и продолжает участие в проекте. Тридцать достопримечательностей нашей страны, набравшие наибольшее количество голосов, продолжают борьбу в финале за возможность стать новым визуальным символом России. Следующий этап голосования начнется 1 сентября. Не оставайтесь равнодушными! Поддерживайте нашу святыню!