Новости Курганской и Шадринской епархии

15 Апреля 2014

12 апреля 2014 года, в Лазареву субботу, Архиепископ Курганский и Шадринский Константин возглавил Божественнную литургию в храме святого великомученика Георгия Победоносца в поселке Увал города Кургана.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель Георгиевского храма протоиерей Анатолий Бородин, секретарь Епархиального совета иерей Константин Павлюченко, иеродиакон Аркадий (Лозовский).

По окончании Богослужения Владыка Константин обратился к присутствующим с архипастырским словом: «Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с наступившей Лазаревой субботой, особым днем перед великим праздником Входа Господня в Иерусалим, которым заканчивается Великий пост и начинаются совершенно особые богослужебные дни Страстной седмицы. Времени до Светлого Христова Воскресения осталось совсем немного, и в этот день субботний мы вспоминаем воскрешение Господом нашим Иисусом Христом друга Христова Лазаря. Удивительное повествование предлагает нам для размышления и назидания святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Он очень подробно объясняет и комментирует все события. Христов путь земной приближается к концу, он как пророк на Пасху должен быть в Иерусалиме, где его ждут с ненавистью первосвященники, фарисеи, иудейские книжники, поэтому Христос находится недалеко от Иерусалима, проповедуя в его окрестностях. И когда приходит извещение о том, что Лазарь, друг Христов, заболел, то Христос конечно же знал, что эта болезнь к смерти: «Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним. Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему» (Ин.11:6-15).

В этот момент Господа Иисуса Христа поддержал апостол Фома: «Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним» (Ин.11:16). Часто в своей жизни мы с некоторым пренебрежением упоминаем имя апостола Фомы в выражении «Фома неверующий», но мы должны помнить, что перед шествием на крестные страдания в Иерусалим именно апостол Фома выразил всецелую поддержку, веру и готовность следовать за Христом до смерти, тогда как все остальные апостолы пытались отговорить Христа идти, напоминая Ему гнев первосвященников иудейских. Фраза апостола Фомы «пойдем и мы умрем с ним» означала полный перелом в психологическом настроении учеников Христовых.

Когда Христос уже приближался к селению, то сообщили Марфе и Марии: «Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин.11:20-27). Из уст Марфы мы впервые слышим исповедание веры в воскресение Христово. Вышла встречать Господа и Мария, и с нею множество иудеев, пришедших утешить сестер, и упала к его ногам со слезами. Иисус Христос спрашивает их, где они похоронили умершего Лазаря, тогда Ему отвечают: «Господи! пойди и посмотри», и также добавляют с деревенской грубоватостью: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин.11:39).

«Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон» (Ин.11:41-43). Мы знаем, что в Палестине в те годы гробы были не такие как сейчас деревянные ящики, это были небольшие пещеры в склоне горы, куда полагали тело умершего, а вход заваливали камнем, чтобы тело не терзали шакалы, птицы и другие звери.

«И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Ин.11:44). Радость присутствующих была велика, но Иисус Христос радости никакой не испытывал. Прежде всего потому, что знал о том, что рано или поздно Лазарь возвратится в землю, из которой взят, и рано или поздно он снова станет добычей могильного червя. Для нас интересно то, что святой апостол и евангелист Иоанн Богослов тщательно и детально передает нам произошедшее событие воскресения Лазаря, но ни в одной из книг Нового Завета нет ни одной фразы о том, что сказал Лазарь по воскресении, несмотря на то, что внимание всех людей было обращено в тот момент только к нему и все кинулись к нему с расспросами. Ни одного слова Лазарь не сказал, потому как в том мире, как и в Царствии Небесном совершенно другая реальность, которую невозможно выразить точно дословно человеческими словами. Он не мог передать им словами то, что он там чувствовал. Следует отметить что тогда, ровно за неделю до сошествия Иисуса Христа во ад, в аду пребывала и душа Лазаря. И даже Иисус Христос говорил своим ученикам только о том, что в аду лишь «плач и скрежет зубов» от бессилия что либо исправить.

Лазарь становится впоследствии учеником Христовым, присоединяется к сонму апостолов, основывает первохристианскую общину на острове Кипр и становится епископом Китийским. До настоящего времени паломники, бывающие в Ларноке, могут посетить гробницу Лазаря четверодневного, друга Христова, епископа Китийского.

Для нас, дорогие отцы, братья и сестры, важно, что Христос тогда восплакнул, потому что он знал, что возвращенный из гроба Лазарь, снова уйдет в могилу, в землю, и снова могильные черви будут иметь над ним власть. Иисус Христос хочет подарить людям такую жизнь, над которой не будут властны ни болезни, ни смерть, ни могильные черви, ничто тленное. Он дарует людям бессмертие, и это совершается в Его Преславном Воскресении. Таким образом, воскрешение Лазаря это преддверие Великого Воскресения Христова. Тогда враги Христовы поняли это и именно тогда был положен окончательный совет о том, что Иисуса Христа нужно убить. В этом мире часто бывает так, что даже самое доброе дело часто бывает наказуемо. Окончательное торжество добра состоится только в Царствии Небесном, только в Царствии, которое воскрешает Христос. Храни и благослови Вас Господь!», - заключил Правящий Владыка.