Новости Курганской и Шадринской епархии

23 Мая 2014

22 мая 2014 года, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Архиепископ Курганский и Шадринский Константин возглавил Божественную литургию в Свято-Никольском храме города Шадринска.

Его Высокопреосвященству сослужили: духовенство города Шадринска и  Северного благочиния, члены Епархиального совета. По окончании Литургии в день престольного праздника был совершен молебен Святителю Николаю и крестный ход вокруг храма.

В завершение Богослужения Владыка Константин поздравил духовенство и всех присутствующих с престольным праздником кафедрального собора города Шадринска: «Сердечно поздравляю Вас, дорогие отцы, братья и сестры, в эти светлые и радостные Пасхальные дни с престольным праздником — днем перенесения честных мощей святителя Николая из града Мир Ликийского в град Бари. Мы знаем из жития святителя Николая, что он родился во второй половине III века от благочестивых родителей Феофана и Нонны. Это было их единственное чадо, которое они вымолили себе у Бога. С молодых лет Николай поучался в слове Божием, постоянно прислуживал в Церкви, помогал своему деду, епископу Патарскому, а когда повзрослел и стал пресвитером Церкви Божией, то отправился в Святую Землю — Иерусалим, чтобы побывать на местах земного искупительного подвига Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В Святой Земле Николай решил остаться на всю свою жизнь, приняв монашеский постриг. Но Богу было угодно другое, и Он отозвал Николая снова на родину, где вскоре Николай был избран епископом.

Епископство святителя Николая пришлось на время царствования жесточайшего римского императора Диоклетиана, - конец III — начало IV века, когда христианство было жестоко преследуемой религией. Но оно уже получило широкое распространение в Римской империи. Поэтому император для того, чтобы максимально не преследовать и не истреблять своих подданных, чтобы не было бунтов в империи, он решил что лучше всего будет обойтись малой кровью и уничтожать священство и в первую очередь епископов. Поэтому, когда Николай становился епископом, это было равносильно тому что человек добровольно обрекает себя на мученичество за Христа. И действительно, в скором времени он был арестован и в тюрьме претерпел всевозможные мучения, кроме смертной казни.

Когда же при императоре Константине Великом в 313 году христианство было объявлено легальной религией, тогда для Церкви Христовой прекратились мучения, гонения и можно было спокойно благоустраивать епархиальную, приходскую жизнь. Но тогда на смену открытым явным врагам-язычникам пришли другие враги — еретики, волки в овечьих шкурах, которые тоже носили имя христиан, но были сектантами. И самая злобная ересь, которая до основания потрясла тогда всю Древнюю Церковь, была ересь Ария, который лжеучил о том, что Иисус Христос не является истинным Богом. С помощью интриг еретики захватывали епархию за епархией, приходы, ариане стали иметь и большое влияние при дворе, а истинная вера в значительной мере пребывала в монастырях, пустынях, затворах. Тогда начинало процветать египетское пустынножительство, египетские старцы.

В 325 году по инициативе императора Константина Великого для того, чтобы мир наступил в Церкви и империи, был созван первый Вселенский Собор в городе Никее. Слово «Никея» или «Ника» означает победа, и там, в Никее, Отцы первого Вселенского Собора полностью разоблачили гнусную ересь Ария. Из жития Святителя Николая мы знаем, что он не мог выдержать хулы на Сына Божия и на Духа Святого и несмотря на свой кротчайший и смиреннейший характер дал пощечину еретику Арию за то, что он унижал Сына Божия, не признавая в нем истинного Бога.

После этого, мы уже семнадцать столетий прославляем святителя Николая, именуя его «Правило веры и образ кротости». Мы должны в своей жизни быть таким же «Правилом веры» в Церкви, для окружающих нас людей, и «образом кротости» в отношениях с близкими, членами наших семей, а на работе правилом праведности. Сегодня молодожены очень часто не терпят немощи друг друга, стараются каждый показать свое лидерство, главенство друг перед другом, не идя на малейшие уступки друг другу, и после недолгого жительства в браке идут на развод по причине «не сошлись характером». Стыдно для нас, русских православных христиан, в стране, которая вымирает, свыше 60% всех браков распадается, и главной причиной является отсутствие кротости, взаимной любви и смирения супругов друг перед другом.

Ещё у Святителя Николая мы должны учиться твердости в вере, в отстаивании Православных истин. В этом мы должны быть абсолютно непоколебимы. Очень часто Святителя Николая изображают на иконах с храмом в руке, потому что он был епископ Церкви, или с мечом в руке, мечом веры, мечом владения Священным Писанием, которое делает человека сильным, а слово его убедительным и проникновенным. А в послании к Ефессянам святого апостола Павла мы читаем: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:13-17). И тот человек, который изучает Священное Писание или хотя бы регулярно прочитывает Евангелие, не страшится впасть ни в какую ересь, ни в какую смуту. Вот чему учит нас пример Святителя и Чудотворца Николая.

Святитель Николай призывал всех к себе своей добротой. И мы тоже должны быть добрыми и кроткими в нашей обыденной жизни. Он оказывал помощь тем, кто попадал в тяжелое материальное положение. И мы должны следовать его примеру. Мы знаем, что всегда была, есть и будет клевета и зависть, когда одни клевещут на других из-за зависти. При жизни Святителя Николая перед императором были оклеветаны три воеводы их подчиненными. И эти воеводы уже были приговорены к смертной казни через обезглавление. Но Святитель Николай, проявив мужество, вырвал меч из рук палача и громко оправдал невинных и оклеветанных военачальников, а следствие потом подтвердило их невиновность. И мы также должны бесстрашно становиться на защиту невинно осужденных и оклеветанных людей. Много чему мы можем поучиться у Святителя Николая и будем помнить его тропарь: «Правило веры и образ кротости». Святителю отче Николае, радуйся и моли Бога о нас, гордых и надменных в нашей обыденной жизни, и таких слабых и боязливых в отстаивании Веры Христовой! Святителю отче Николае, дай нам свою крепость веры! Храни и Благослови Вас всех Господь! Христос Воскресе!», - заключил Архипастырь.

В этот день престольного праздника Архиепископ Константин вручил настоятелю Свято-Николаевского храма, благочинному Северного церковного округа протоиерею Михаилу Тихонову епархиальную награду — медаль преподобного Далмата Исетского II степени.