Новости Курганской и Шадринской епархии

7 Июля 2014
6 июля 2014 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, день празднования Владимирской иконы Божией Матери, архиепископ Курганский и Шадринский Константин возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского, по окончании которой совершил литию по новопреставленному Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру.  Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора.
 По прочтении Евангелия Владыка обратился ко всем собравшимся с проповедью: «Сегодня мы слышали Евангельское повествование, которое предлагает нам святой евангелист Матфей, об исцелении слуги копернаумского сотника. Мы слышали в церковнославянском прочтении слово «отрок», которое имеет здесь значение «слуга». Это очень важно, потому что когда отец просит об исцелении своего сына, чада, то это очень просто и понятно. Как же ещё может быть иначе? Но когда господин просит об исцелении своего слуги, тогда перед нами открывается совершенно другая ситуация, и мы начинаем понимать благородство этого человека. Чему же нас учит это необыкновенно короткое, но очень экспрессивно насыщенное евангельское повествование? Прежде всего оно учит нас вере, показует нам ценность милосердия, смирения и послушания.
 Согласно Евангелию незадолго до этого Господь Иисус Христос совершил чудо исцеления прокаженного, и после, в Капернауме, где вокруг Иисуса теснились толпы, к нему подходит с просьбой начальник капернаумского гарнизона римский офицер — центурион. В то время, две тысячи лет тому назад, Иудея и все нынешние Израильские территории находились в составе величайшей в мире Римской империи. Империя на Западе включала в себя Испанию, побережье Атлантики и Британские острова, на Севере — Германию, на Юге — все побережье Северной Африки, на Востоке доходила до Персии. Вот что в те времена представляла собой самая большая в мире Римская империя. И начальник гарнизона Римской империи в Капернауме подходит к Иисусу Христу. Ему, римскому офицеру, подойти к бродячему раввину, как тогда воспринимали Иисуса Христа, было непросто, потому что отношения между оккупационной властью и местным населением были ограниченными. Поэтому, когда центурион обращался к Иисусу Христу, он рисковал утерять свое римское величие, офицерское достоинство и воинскую честь перед своими подчиненными легионерами, перед римским начальством, и конечно же перед израильской толпой. Что же подвигло его, заставило преодолеть комплексы отчуждения и страха?
 Даже иудейские начальники члены синедриона Иосиф Аримафейский и Никодим только тайно ночью приходили к Иисусу Христу, чтобы никто не видел и не знал о их приверженности Иисусу. И только когда всех потрясла страшная смерть на Голгофе, только тогда они, оставив страх, пришли к Пилату просить Тело Иисуса. А римский сотник одним шагом преодолевает всё: «Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» (Мф.8:5-6).
 Каждое слово в этом необыкновенно кратком Евангельском повествовании имеет огромный смысл. Когда мы слышим слово «Господин» это одно, но слово «Господь» наполнено иным, высоким, смыслом. Когда мы говорим «Господь», то предполагаем нечто более высокое чем привычное обращение «Дамы и Господа». Вспомним из воскресного Евангелия, когда Господь после Воскресения Своего явился сначала Марии Магдалине, то она приняла Его за садовника, обратившись к нему: «господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его» (Ин.20:15). Даже Мария Магдалина, веровавшая в Иисуса Христа, но не узнавшая Его по Воскресении, говорит Ему «Господин», а римский сотник сразу обращается к Нему словом «Господь».
 По-видимому, опыт руководства людьми и опыт подчинения научил римского офицера умению разбираться в людях. Во времена Иисуса Христа много было в Израиле бродячих проповедников, раввинов и многие из них даже утверждали, что являются «мессиями» и готовили восстания в Израиле против Рима. И восстание потом все же состоялось, после чего был разрушен Иерусалим в соответствии с пророчеством Иисуса Христа. Сотник узрел в Иисусе Христе  более высокого, чем он, офицер, и говорит Иисусу Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф.8:8-9). Здесь мы видим и глубочайшее смирение этого сотника, настоящего офицера, который умеет не только повелевать, но и подчиняться, и знать что такое подчинение. Человек же, который не умеет подчиняться, никогда не сможет повелевать. Это закон.
 «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф.8:10-13). Сотник проявил милосердие к своему слуге, проявил веру к Иисусу Христу, проявил смирение, не побоявшись унизить свое достоинство римского офицера перед одним из проповедников, перед толпами израильтян, перед вышестоящей римской властью. Тогда Господь пророчествовал, что «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут».
 Дорогие отцы, братья и сестры! Тысячу лет тому назад совершилось Крещение Руси и исполнились слова Спасителя о народах, пришедших с Востока и вошедших в Церковь Христову, которая есть Царствие Божие на Земле. Пришли народы славянского мира, народы необъятной Сибири и все они вошли в Православную Церковь Христову. И все мы вошли в Царствие Божие и спасенные души находятся в Царствии Божием на лоне Авраама, Исаака и Иакова. Мы, христиане, являемся «Новым Израилем», народом святым, избранным в удел. Но это не дает нам повод расслабляться, гордиться и  превозноситься, как израильтяне две тысячи лет назад, которые предали Иисуса Христа на смертную казнь. Быть членами Христовой Церкви это, прежде всего, бесценный дар Любви Божией, а не наша с вами заслуга. И мы должны быть благодарными Богу и держаться за этот бесценный дар, быть членами Церкви Христовой.
 Не надо думать, что это навсегда и на все поколения наших потомков. Все в мире очень нестабильно и очень нестойко. Ещё год назад кто бы мог подумать о гражданской войне на Украине, а сейчас она уже идет несколько месяцев. Как хрупок мир на этой земле! Всегда на проповедях я говорю всем вам, что необходимо ценить благоприятное время, когда мы имеем возможность обучать наших детей основам православной культуры в школе, выбирая модуль ОПК. Мы не знаем сколько продлится время благоприятное. Не дай Бог, чтобы и над нами также было произнесено страшное слово Христа: «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Если мы не будем любить Христа, правильно исповедовать Троицу, чтить Пресвятую Богородицу, не будем хранить храмы православные, не будем воспитывать наших детей в вере Христовой, в добродетели и благочестии, то и над нами, как и над древним Израилем может исполниться горькие слова Христа, и избранные для Царствия Божия будут изгнаны вон.
 Дорогие отцы, братья и сестры! Время летит быстротечно, дни лукавы, давайте же будем ценить то, что мы имеем, и приумножать то, что нам дано подвигами наших страстотерпцев, всех тех, кто сохранил веру в дни страшных гонений на Церковь Христову в нашем Отечестве, когда Церковь была сжата до своего минимума, до своего предела. Храни и благослови Вас всех Господь, и дай нам Бог всем иметь такую же веру, смирение и милосердие, какие имел капернаумский сотник, Аминь», - заключил Архипастырь.