Новости Курганской и Шадринской епархии

15 Ноября 2014

Известные пастыри о Декларации русской идентичности …

Как сообщалось, Всемирный русский народный собор принял Декларацию русской идентичности. Корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям с просьбой прокомментировать документ.

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, отметил, что на Всемирном русском народном соборе встречаются представители традиционных религий России, которых объединяет забота о настоящем и будущем России, что и отражается в принятых ими решениях. «Нельзя отрицать очевидное: Православие сыграло огромную роль в формировании национальной духовной культуры, русской культуры, - подчеркнул он. - Но, я думаю, не все согласятся поставить знак равенства между словами "русский" и "православный". Например, люди другой национальности или веры, искренне любящие Россию. Нам нужно подумать и о людях, которые только ищут свой путь и начали задумываться о том, чтобы принять православие. Да и Великую Отечественную выиграл не один народ, а все народы, населяющие нашу огромную страну, и вставшие плечом к плечу в трудное для нее время. А нам нельзя никого обижать, нам нужно объединять Россию».

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, сказал: «Определение, которое дал Всемирный русский народный собор, продуманное, глубокое, оно пытается охватить проблему во всей ее сложности с учетом мировосприятия самых разных людей».

«Мне кажется, - продолжил он, - необходимо отметить определяющую роль Православия в том, что касается истории России и русского национального самосознания, но можно назвать много замечательных людей, у которых на этот счет было другое мнение. При этом никто не будет сомневаться, что они русские. Например, те, кто создавал в XX веке могучую державу: маршал Жуков, академики Королев, Курчатов, академик Харитон - ближайший сподвижник Курчатова, внесший решающий вклад в создание советской атомной бомбы и термоядерного оружия. Он, я думаю, мог тоже думать иначе, но при этом мы ни в коем случае не можем не считать его русским, поскольку Юлий Борисович верно и преданно служил Родине. Так что, наверное, это определение я бы сформулировал как-то иначе».

«В истории можно найти немало примеров, когда и протестанты служили верой и правдой России. Или когда в XX веке люди не могли открыто исповедовать христианство, так как жили в эпоху гонений, и их положение не позволяло им проявлять свою веру, но мы не можем же не считать их русскими. Поэтому это определение требует уточнения», - считает отец Александр.

Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что наконец-то начался процесс нашего самоопределения. «Надеюсь, вслед за ответом на вопрос "кто мы в этом мире" последует и ответ о нашем предназначении, - сказал пастырь. - У меня уже давно не вызывает сомнений: русский - это вообще не национальность, и попытки его "биологизации" - национализм, тупик для исследователей. "Русский человек" - это образец, к которому стремится вся нация, проживающая на огромной территории нашей страны от Тихого океана до Балтийского моря. Для этой нации Православие определило базовые жизненные ценности. Ее представители говорят по-русски и воспринимают язык как Богом данное средство для постоянного общения с Творцом, с источником истины. А еще для каждого русского человека очень важна его Родина, и он стремится вернуться туда, где бы ни находился».

«Эти три составляющих могут стать определяющими для любого живущего на Земле человека, - полагает он. - Но восстановить эту целостность получается, конечно же, не у всех. Мы можем уверенно говорить об известных нам русских людях, таких как Пушкин Лермонтов, Достоевский, Суворов и о многих других. Но можно ли назвать русским каждого из нас – вопрос нашего самосознания, устремлений, намерений, и может быть, нашей мечты. Так я понимаю значение слова "русский". И если мысли, высказанные на Соборе, созвучны моим, я могу сказать: скорее всего, собравшиеся там люди, да и вообще русские люди, даже мыслят похоже. И можно надеяться, что такие формулировки, которые будут входить в нашу жизнь, станут причиной важных перемен. Я уверен, они уже происходят, так как внешние проявления - всего лишь след глубинных процессов, происходящих в умах и сердцах людей».

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, согласился с определением понятия «русский человек». «А насчет обидчивости тех, кто не признает Православия, могу сказать, что эти люди вообще по-другому трактуют историю России, - отметил он. - Да, взгляд на историю всегда оценочен. История народа - это жизнь субъекта, поэтому она может восприниматься только субъективно. Поэтому, как и сказано в определении ВРНС, к определенным ключевым историческим событиям надо правильно относиться. В том смысле, что это подчеркивает принадлежность к этноконфессиональной общности, потому что она очень важна».

«Стоит только послушать неоязычников или фанатичных атеистов, чтобы понять: у них история совершенно иначе оценивается. Она раздроблена на куски и лишена цельности: история Крещения Руси, например, для них - это погружение во мрак. История периода Петра I, наоборот, оценивается как цивилизационный прорыв. А другой взгляд на историю ведет и к другому взгляду на будущее. И ориентиры у них другие по отношению к нашим. Если мы хотим восстановления православного сообщества, то в области образования на первое место надо поставить возможность изучения детьми своей традиционной православной культуры, – предложил пастырь. - Атеистам и прочим это не нужно».

«А если народ так разделился внутри страны, разделяется и царство. Евангелие предупреждает: если царство разделилось внутри себя, то оно не устоит. Поэтому для самосохранения идентичности надо, чтобы царство было твердым и единым. И это единство провозглашено в определении ВРНС: только так наши дети и внуки смогут жить в независимом, суверенном и обустроенном государстве», - убежден отец Сергий.

Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, отметил, что этот документ вышел не из-под пера каких-нибудь графоманов, а был подготовлен экспертной группой признанной международной общественной площадки. «Наивно было бы предполагать, что не эксперт может сходу его усовершенствовать, - пояснил он. - Мне кажется, появление этого документа есть одновременно и свидетельство некоего кризиса нынешней эпохи, и ответ на вопрос о необходимости существования русского мира, русского народа, государства России. И в XIX веке люди задумывались, в чем разница между понятиями "русский" и "российский". Николай Михайлович Карамзин пишет историю государства Российского, а не Русского, в Московском императорском университете существует кафедра российской истории, но не русской».

«Но в чем разница между русским и российским? – задается вопросом отец Филипп. - Мне кажется, это во многом философский вопрос. И вот принятый на соборе документ как раз и предлагает исходить при определении идентичности людей, проживающих в России, из понятия "русский" как основного. Понятие "российский", увы, было скомпрометировано в первой половине 90-х, когда мы отказались от определения "советский человек", подразумевавшего принадлежность к государственному строю, форме правления – власти Советов. В условиях развала многонациональной державы - СССР - любое слово, которое могло указывать на превосходство титульной нации, становится неудобным. Первое лицо государства демонстративно употребляет слово "российский", а не "русский". Так что сегодняшний выбор слова "русский" в определении национальной идентичности мне кажется вполне оправданным».

«Обидно ли для человека, исповедующую другую религию, что православное христианство называют основой национальной духовной культуры? Может, национальная духовная культура должна основываться не только на православном христианстве? В ОАЭ – стране, исповедующей ислам, - формулирование национальной идентичности жителей не может быть не связано с признанием ценностей ислама. И это не вызывает ни у кого вопросов. Поэтому я не думаю, что признание исторического факта должно быть обидно, - считает пастырь. - А потом, почему должно быть обидно? Есть некая нравственная система, опыт отношений Бога и человека, который дал очень неплохой результат – православное христианство. Оно и составляет основу национальной духовной культуры. Это просто факт».

Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что это довольно сложный вопрос. «С одной стороны у нас государство многонациональное, - пояснил он, - и люди разных национальностей говорят и думают на русском языке, исповедуя при этом разные конфессии. Но с другой стороны все-таки именно русский народ имеет свою очень богатую историю и культуру».

«Так что мне кажется, определение, данное ВРНС, достаточно хорошее. Если человек хочет быть русским и называет себя русским, то он должен себя ассоциировать с этой культурой и считать русскую культуру своей. А русская культура, как бы мы ни стремились выглядеть толерантными перед мусульманами, буддистами, иудеями, все-таки культура христианская. Так что акцент именно на этом возможен. И это не значит, что мы отталкиваем остальных и говорим, что русские только те, кто православные. Мы много говорим сегодня о том, кто такие русские и русский народ. А это многонациональное единство разных народностей живущих в РФ, но главным среди всего разнообразия должно быть какое-то ядро. И этим ядром выступает все-таки русская христианская культура», - заключил отец Иоанн.

Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, сказал: «Русскость определяется многими факторами, в том числе высказанными в декларации русской идентичности. Думаю, ничего обидного в этом определении нет. Человек, отрицающий Православие, не может быть русским человеком по определению, а значит, ему не на что обижаться. Я вот уверен, что таджики не считают меня своим соплеменником, и это нисколько меня не коробит. Быть русским лишь по крови невозможно. Современная наука еще не научилась делать экспертизу, чтобы определять чистоту крови на соответствие той или иной нации».