Новости Ижевской и Удмуртской Епархии

19 Мая 2011

Трудно рассказывать о паломнических поездках. Ведь внешних событий мало, главное – это то, что происходит внутри, в душе. Хочется сказать: «Приезжайте, и всё поймете сами».
У православной молодежи постепенно сложилась традиция совместных паломнических поездок, которые совершаются ежегодно. Такие поездки – средство подольше провести время вместе, что не удается в рабочие будни, лучше узнать друг друга, почувствовать себя внутри коллектива, это и возможность совместной молитвы, дружеского общения. В этот раз решили поехать в Дивеево, в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Запланировали ехать во время так называемых майских праздников, чтобы не увольняться с работы.
Отъезд вечером от Успенского храма. Молебен о путешествующих. В нашей группе много певчих, поэтому справляемся своими силами. Напутственное слово батюшки. Нас 50 человек, из них 19 детей, это радует. Заканчивалась Светлая седмица, поэтому утренние и вечерние правила в дороге были особенно радостными – весь автобус с удовольствием пел вместе с певчими Пасхальные часы. Дорога оказалась длиннее, чем было запланировано, т.к. автобус несколько раз ломался. Тогда читали акафист Преподобному Серафиму Саровскому, и удивительным образом автобус вдруг заводился и ехал дальше.
Вот и первый важный пункт поездки – источник Серафима Саровского в деревне Цыгановка. Очень живописное место, красиво и удобно обустроенное для паломников. Источник выглядит как пруд на берегу леса, проложены деревянные мостики. Можно купаться под открытым небом или в деревянных купальнях с табличками «Для братьев», «Для сестер», «Для священнослужителей», «Для монашествующих». Погода стояла солнечная, поэтому окунаться было не так страшно. Особенно это приятно и полезно после тяжелой дороги. Для поддержки друг друга во время купания девушки поют «Богородице, Дево, радуйся» и тропарь преподобному Серафиму.
Так получилось, что мы прибыли в монастырь как раз к вечернему богослужению, поэтому оставили вещи в автобусе и направились в храм. Колокольный звон созывает на молитву. Задаем требы, меня особенно привлекает молебен с акафистом Серафиму Саровскому - можно написать целых 20 имен. Так хочется записать всех своих знакомых и родственников! Служба проходит в Свято-Троицком соборе, где находятся мощи преподобного Серафима. Это было всенощное бдение на Антипасху, память св. апостола Фомы. (Следует пояснить, что приставка «анти» в данном случае имеет два значения: местоположение «напротив», т.е. ровно через неделю после Пасхи, и второе значение «вместо», т.к. для апостола Фомы встреча с воскресшим Спасителем была в буквальном смысле «вместо Пасхи»).
Прекрасны длинные монастырские службы! Благодаря моему небольшому опыту пребывания на клиросе, многое понятно, поэтому стоять не очень тяжело. Слава Богу! Особенно долго читают кафизмы – главы из Псалтири, читают в микрофон, и службу можно слушать даже на улице. Это очень важно, ведь в Дивеево приезжает очень много паломников со всей страны и даже со всего мира, а богослужение – это всё же необходимая составляющая посещения монастыря, важно, чтобы людям оно было понятно и доступно. Мы не слышали, как поют ангелы, но пение монахинь представляется именно ангельским. Это звучит как штамп, но что делать, если это действительно так?
Признаюсь честно, я с нетерпением ждала канона с помазанием и освященным хлебом, т.к. сильно проголодалась. И вот, наконец, песнь первая: «Воскресения день, просветимся людие, Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к Жизни и от земли к Небеси Христос Бог нас преведе победную поющия». И даже голод ненадолго забывается от радости.
После службы долгожданная вечерняя трапеза, так в монастыре называется ужин. Многие знают, что монастырская еда очень простая – суп да каша, травяной чай – но приготовленная с любовью и молитвой, она становится необыкновенно вкусной и сытной. Запомнилось, как женщина, раздававшая еду паломникам, несколько раз приветствовала нас словами «Христос Воскресе!». Как это было приятно! Несмотря на тяжелый труд принимать паломников, насельники монастыря тем не менее переполнены радостью и щедро делятся ею.
Затем едем размещаться в монастырской гостинице. Нас встречают приветливо, но в то же время строго, необходимо соблюдать дисциплину и порядок. В дороге, и в монастыре, и во время утренних процедур постоянно испытываю неудобство и смущение по поводу своего внешнего вида. Ну, что ж, полезно для смирения.
Мы очень устали, но еще необходимо подготовиться к исповеди и причастию. Т.к. желающих много, мы находим силы, глядя друг на друга. Хотя Светлая седмица закончилась, мы решили вместо вечерних молитв в последний раз пропеть для утешения Пасхальные часы.
Подъем в 6 утра, для монастыря это совсем не рано. Настоящие паломники встают в 4 - на раннюю литургию. Но мы рассудительно выбираем средний путь. Молебен с акафистом Серафиму Саровскому, затем Параклис Божией Матери (особое богослужение в честь Пресвятой Богородицы), и, наконец, поздняя литургия. Переживаю, что как всегда не испытываю особого покаяния и недостойна идти на Причастие. Исповедающих батюшек несколько, хочется получить наставление. Слышу рядом слова священника, видно, что принимает исповедь неформально, вкладывает душу, хотелось бы попасть к нему, но, к сожалению, я в другой очереди.
Литургия завершается крестным ходом вокруг монастыря и по Канавке Божией Матери. Впереди священнослужители в праздничных облачениях, за ними монахини. Запомнились их радостные одухотворенные лица, среди них много молодых. С пением «Христос воскресе из мертвых» и «Богородице, Дево, радуйся» обошли монастырь и вступили на Канавку. Это место, по которому заповедовал проходить с молитвой Серафим Саровский, т.к. по его словам, здесь прошла Сама Царица Небесная. Когда с молитвой идет много людей, в этом чувствуется сила, единение христиан. Но хочется пройтись по Канавке в тишине, поэтому мы решаем вернуться сюда позднее, когда народ разойдется.
После трапезы у нас экскурсия. Экскурсовод, глубоко верующая женщина, вдохновенно и радостно рассказывала нам об истории монастыря, о святынях. Мне особенно запомнился рассказ о березе на могиле Мотовилова, духовного сына Серафима Саровского. Я узнала, что, оказывается, березы живут максимум 70 лет, а этой березе уже 145, и она продолжает каждый год покрываться листьями и расцветать. На ней есть нарост в виде головы медведя, напоминающего о том мишке, которого батюшка Серафим кормил из рук. Еще эту березу пытались выкорчевать в годы советской власти, т.к. она была ориентиром местоположения разрушенного монастыря, люди приходили сюда молиться. Но уничтожить березу не удалось – техника сломалась, и в земле у корней до сих пор торчит железный зубец от экскаватора.
По свидетельству Серафима Саровского, Богородица посещает свой Четвертый удел один раз в сутки, поэтому, чтобы оказаться в Ее присутствии, нужно пробыть в монастыре не менее суток. И мы решили оставаться здесь до следующего утра. А пока свободное время до службы, дел очень много. В Преображенском соборе можно получить сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима, а также масло от мощей. Не упускаем возможности посетить святых жен Александру, Марфу и Елену, мощи которых находятся в храме Рождества Богородицы. Там же есть иконы Спасителя, Богородицы и Иоанна Предтечи, перед которыми молился сам святой Серафим. Желающие идут купаться на освященные источники: в честь икон Божией Матери Иверской и Казанской, основательницы монастыря матушки Александры и мученика Пантелеимона. Есть еще время приложиться к мощам самого Серафима Саровского и его личным вещам. У меня очень много просьб и все кажутся важными, не могу выбрать что-то одно, прошу всего и сразу. Наверное, так нельзя.
Вечернее богослужение - с полиелеем, посвящено памяти святой Матроны Московской. Да, Светлая седмица закончилась, но впереди еще целый месяц Пасхи, долго еще мы будем слышать на службе «Христос Воскресе!».
После службы моросил дождик, поэтому ужинать пригласили в помещение. И что удивительно, там звучала музыка норвежской группы «Secret Garden». Это не может быть случайностью! Ведь на эту музыку написан мюзикл «Две дочери короля» нашего театра «Странник». Постановка мюзикла была важным событием для нашей общины, и мы воспринимаем музыку в трапезной как прощальный привет или улыбку от батюшки Серафима.
Ранним утром у гостиницы нас ожидал автобус. На обратном пути мы заезжаем в Арзамас, известный своими старинными храмами и монастырями. Посещаем Свято-Никольский монастырь с главной на сегодняшний день его святыней – проявленной иконой Божией Матери «Утешение от бед страждущих». Побывали также в величественном Воскресенском соборе. От посещения мне больше всего запомнилось наше пение, т.к. там прекрасная акустика, звук будто возносится к Небесам. На фоне собора паломники любят фотографироваться на обратном пути из Дивеево, и мы поддержали эту традицию. Заехали и в село Суворово в храм Успения Божией Матери, где находятся мощи удивительных святых 20 века – мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. По дороге домой мы слушали диск с их житием. Затем руководитель нашей поездки Алла Шумихина читала нам жития дивеевских блаженных Параскевы, Марии, Пелагеи.
О руководителе стоит сказать отдельно. Не случайно до этого не было сказано ни слова об организации. Потому что когда организатор хорошо работает, его почти незаметно, всё происходит как будто само собой, но за этим стоит тяжелый труд и ответственность. Спаси, Господи, Алла!
Под пение молитв нашими певчими, с Божией помощью добрались до Ижевска глубокой ночью.
Слава Богу за всё!

Анна Гусева, РОО «Православная молодежь Удмуртии»