Новости Астраханской митрополии

14 марта – День православной книги

19 Марта 2022
14 марта – День православной книги


Россия перестает читать. Родители жалуются, что детей не заставишь перелистать книгу. А надо ли заставлять? Что может дать книга современному человеку? Над этими вопросами в интервью газете «Волга» размышляет митрополит Астраханский и Камызякский Никон.

- Ваше Высокопреосвященство, 14 марта в России отмечается День православной книги. На какое место в череде других значимых дат Вы поставили бы этот праздник?

В век мобильных телефонов, виртуальных игр и социальных сетей, которые практически поглотили все свободное время современной молодежи, этот праздник актуален как никогда прежде. Мы потеряли осознание ценности книги как источника знаний, эмоций, взглядов, пищи для ума. У современной молодежи клиповое сознание. Что это значит? Человеку сложно, а порой и невозможно остановить свое внимание на чем-то серьёзном и глубоком; сложно проанализировать, критически оценить, сделать выбор, сделать заключение для себя и принять или отвергнуть предлагаемую мысль. Сейчас при принятии решений принято руководствоваться такими понятиями как комфорт, интерес и развлечение. Несложно открыть канал в Telegram, посмотреть видео, послушать чьё-то мнение (и лучше если оно будет «не таким, как у всех»), примерить на себя чужие взгляды, и уж если они упакованы в красивую картинку, поскорее принять их, не позаботившись о том, насколько они здравы и разумны. Так, зачастую, сегодня формируются взгляды юного поколения. Конечно, это просто, быстро, удобно. Однако было бы замечательно вернуть понимание того, что книга формирует человека как личность; книга — это та пища, которую нужно принимать с рассуждением, усваивая написанное, анализировать, делать свои выводы, проводить близкие тебе по духу аналогии, что в итоге обязательно даст богатые плоды. Мы не только то, что мы едим, мы то, что мы читаем.

- Молодым людям трудно даются большие тексты, а то, о чем Вы говорите, требует усидчивости, погружения.

Книга не обязательно может быть длинной и скучной, да и не объем важен, а качество и смысловая наполненность.

- Ваше Высокопреосвященство, какие темы, на Ваш взгляд, обязательно должны затрагиваться в литературе для подростков?

Самые разные, их много. На мой взгляд, важнее вопрос, как они будут восприняты и усвоены молодыми людьми. Подростковый возраст очень важен для становления человека. Это переходный возраст — человек ещё не взрослый, но уже и не ребёнок. И круг чтения, темы, идеи, которые на него влияют, имеют большое значение. От этого может зависеть то, кем человек станет. Естественно, все люди разные. И то, что интересно читать одному, может совсем не тронуть другого. То, над чем размышляет один, может быть другому не интересно вовсе. Но я бы назвал несколько таких тем, которые, как мне кажется, должны отозваться в сердце каждого юноши. Во-первых, это тема Великой Отечественной войны. Сейчас осталась такая тонкая ниточка связи с поколением тех, кто воевал тогда! Многие молодые люди уже не застали в живых своих прадедушек и прабабушек, ребятам не досталось живых искренних рассказов про то время, про те жертвы и подвиги, которые совершались. То есть рядом нет людей, которым можно сказать: «Дедушка, бабушка, расскажите мне, как было тогда, на войне!..».
Но забывать эту войну, забывать подвиг, героизм, труд, милосердие тех, кто эту войну выстоял и в ней победил, мы не имеем права, сколько бы лет нам ни было. К тому же она коснулась каждой семьи, и в каждой найдётся свой герой, о котором обязательно захочется узнать. Художественная литература не только дает сведения о войне, она затрагивает мир эмоций, заставляет не только умом, но и сердцем почувствовать ужас войны, самоотверженность наших предков, их великие труды, их подвиги, их взаимопомощь, отзывчивость. В рамках данной темы можно предложить прочесть, например, произведение номинанта Патриаршей литературной премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Ирины Богдановой «Мера бытия» и роман лауреата Патриаршей литературной премии Юрия Бондарева «Горячий снег». Последнее произведение стало уже классикой. Оно затрагивает такие проблемы, о которых подросткам уже пора знать, над которыми они могут поразмышлять.

- Дети XXI века в большинстве своём не представляют тех условий, того быта, который описывается в подобной литературе. Телефоны с проводом видели только в музее, не имеют представления о том, что когда-то люди жили не только без связи, но даже без электричества.

Это приносит свои сложности и тормозит, если хотите, душевное развитие человека. Комфортная жизнь расслабляет и разлагает. Но в этом есть и ответственность взрослых. Большинство родителей стараются уберечь детей от трудностей, от переживаний, от огорчений, от тяжелых мыслей, от труда. Им кажется, что дети должны стать от этого счастливее, лучше, что в жизни у них должно быть больше хорошего. В реальности часто получается, что эти дети, всячески оберегаемые от любых трудностей, вырастают людьми, неспособными справляться с проблемами, сложностями, даже самыми незначительными.
И нынешним подросткам, большинство которых живет в несравнимо более комфортных условиях, чем многие поколения ранее, важно напоминать: бывают настоящие трудности, бывает нелегкая жизнь, но люди при этом живут, трудятся, учатся и не жалуются. Вспомните рассказ Валентина Распутина «Уроки французского». Он как раз о послевоенном времени, о том, как тогда жили дети.

- Надо сказать, что и сейчас люди живут в маленьких городах и деревнях, где цивилизация ступила одной ногой, где люди до сих пор ходят на колодцы, возделывают огород, держат скотину.

Конечно, и этот факт — одна из тем, которую обязательно нужно доносить до детских сердец хотя бы с помощью литературы. Разве не будет это интересно современному подростку? Многие ли подростки из крупных городов представляют, например, деревню в девяностые годы прошлого века и позже? Многие ли задумывались, как там живут сейчас, с чем сталкиваются ребята их возраста и младше? Я не зря говорю про возраст помладше подросткового. Что будет во взрослом возрасте? Каким он станет? Этого подросток еще не знает. Он этого не «пробовал». А каким он был еще недавно, младшим школьником, дошкольником, он помнит. Как жил, что узнал, что делал — помнит. Многие, отказываясь идти в школу из-за нежелания учиться, никогда не задумывались о том, что у некоторых нет её поблизости, и им приходится добираться до школы несколько километров, а кто-то, возможно, и вовсе не может школу посещать.
Как известно, юному возрасту свойственна эгоцентричность. А сосредоточенность на себе приводит к тому, что свои проблемы, переживания оказываются «центром вселенной», и порой ребята сами от этого страдают. Им нужно помочь, показать, как бывает вокруг. Если не зацикливаться только на себе, можно заметить, что кому-то живётся и потяжелее, чем мне; кто-то решает более сложные проблемы, чем мои, и неплохо с этим справляется.
Прочитайте, например, рассказ лауреата Патриаршей премии Бориса Петровича Екимова «Фетисыч». Главный герой — ученик начальной школы. Подростки были такими совсем недавно, они себя такими ещё помнят. И заботы этого мальчика, описанные в рассказе, заставят призадуматься не только подростков, но и взрослых.

- Нам всегда кажется, что именно наше поколение особенное, что вот до нас было как-то неправильно, а мы сделаем всё по-другому. Думать так свойственно подростку любого поколения. И в итоге мы проходим через все те же самые ошибки, которые сделали до нас много поколений назад. Возможно ли прервать эту преемственность?

Это человеческая гордыня, она была во все времена, и борьба с ней всегда личная, ее невозможно запретить, ампутировать. Это нужно перебороть в себе, переосмыслить, переродить. Я бы посоветовал прочитать книгу Сергея Тимофеевича Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Это автобиографическая книга. Сережа Багров (как и Сергей Тимофеевич Аксаков) родился в конце XVIII века, т. е. это даже не позапрошлый век, а ещё ранее. Читая эту книгу, ребята поймут, что во взрослении людей, в какое бы время они ни жили, много общего. Мальчик, родившийся примерно 230 лет назад, похож на нас. Многие его впечатления, переживания, детские открытия нам знакомы, понятны, они отзываются в нашем сердце. Это помогает понять, что между разными поколениями, даже если их разделяет значительный временной период, больше общего, чем различного. Тем более гораздо больше общего с родителями, бабушками и дедушками… Да и не разделения нужно искать, а общности.
С другой стороны, каждое время имеет свои особенности. Обычаи, привычки, взаимоотношения родителей и детей отличаются. Можно порадоваться за наше время, когда в медицине, педагогике, других областях знаний уже известно то, что не было известно тогда. Но и в том времени есть немало хорошего. В том числе такого, что можно было бы, хотя бы в какой-то мере, возродить и в наши дни. Например, уважение и почтение к родителям, понимание, что они могут в чём-то ошибаться, но главное — их любовь к детям, забота о детях; и эти любовь и забота велики.

- Вы назвали довольно хрестоматийные произведения, хотя и очень актуальные в наши дни.

Есть и свежие книги современных авторов. Одну с удовольствием рекомендую к прочтению. Ее написал воспитанник приюта для мальчиков при Николо-Шартомском монастыре, где я был наместником почти 30 лет. Сегодня он служит в Астраханской митрополии в сане диакона. Алексей Ерошкин написал свою автобиографическую повесть «Лето под парусом», опираясь на записи судового журнала, который он вёл во время обучения морскому делу. Это разные истории из жизни мальчишек об учёбе, походах на каникулах, сплавах на лодках по реке и так далее. Книга получилась очень живая, легко читается, она с юмором и доброй юношеской романтикой. А еще с интересным подходом к молодым читателям написана книга Тихона Шумова «Необыкновенные приключения Дениса Клюева в Древнем Риме». Она о том, каких особенностей и трудностей была полна жизнь древних христиан. На мой взгляд, очень свежо и жизненно написанная вещь. Такие книги призваны заинтересовать, увлечь и вдохновить к изучению чего-то более глубокого.

- Владыка, скажите, пожалуйста, какие у Вас любимые книги?

Вы знаете, я очень люблю жития святых. Там можно почерпнуть всё, что необходимо православному христианину. Святые проживали свою жизнь всегда так, что это осталось актуальным на все времена. А главная книга для человека — это, конечно, Святое Евангелие. Слово Божие было дано нам в этой книге и останется с нами до скончания времен.

Беседовала Елена Варова
«Волга» №19 (704), 18.03.22 г.
Пресс-служба Астраханской епархии