Новости Екатеринбургской митрополии

12 Июля 2016

В день Святого Духа, 20 июня, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в соборе Святого Архангела Михаила в Ломоносове.

По окончании богослужения Правящий архиерей обратился к молящимся с архипастырским словом.

«Сегодня, на второй день после Пятидесятницы, Святая Церковь установила прославление третьей ипостаси Святой Троицы – Святого Духа. Мы собрались в храме, чтобы поблагодарить Его за дары, которые Он дает нам, – начал Владыка. – Мы знаем из Священного Писания и Предания, какие благодатные дары были у первых христиан, когда Церковь была гонима и только начинала распространяться по земле. Когда она стала свободна, дары начали умаляться и даваться только за подвиг. Многие стали подвизаться в Палестинских, Египетских, Сирийских пустынях, стяжали там благодать Святого Духа. Мы почитаем этих святых и удивляемся дарам, которые они получили».

«Мы дожили до XXI века, Господь и нам дает дары благодати Духа в таинствах, начиная с таинства Крещения, Миропомазания и закачивая таинством Причащения. Нам надо стараться совершенствовать эти дары, – продолжил Владыка. – Нельзя все время быть младенцами о Христе, потихоньку нужно переходить в стадию новоначальных. Может, кто-то сподобится высокого совершенного возраста – для этого нужна праведность». «Мы иногда выбираем какие-то пути, суетимся, что-то делаем, пытаемся соединить добродетели с грехами, привычками... Это неправильный путь. Нужно совсем отстать от грехов. Жить по воле Божией, как жили святые угодники, исполнять заповеди Божии, – напутствовал архипастырь. – Мы знаем про эти заповеди, но теоретически. Чтобы узнать их по-настоящему, нужно попробовать исполнить хотя бы одну. Кто исполняет их, тем дается благодать Святого Духа. И она помогает следовать заповедям снова и снова. Будем читать Евангелие, святых отцов, будем делать что-то доброе, и Господь даст нам Свои дары. Я думаю, первый дар, который мы получим, – дар мира и радости».

«Сколько радости в мире, а мы не замечаем ее! Видим только скорби, болезни, неприятности. А рядом столько радостных даров – дар здоровья, например. Мы не замечаем его, пока не заболеем. Мир, дружба, любовь в семье – великая радость, которую Господь дает нам. Приходить в храм на службу – великая радость. Если спросить тех, у кого нет храма, они скажут, что им очень трудно, непонятно, куда ехать, как ехать. А тут есть свой храм, где мы можем общаться с Богом», – отметил он. «Поток множества радостей заглушит наши скорби и неприятности. Мы должны переплыть житейское море страстей, чтобы оказаться в земле обетованной. Хотим, не хотим – надо плыть. Нельзя сидеть на берегу и ждать, что нас кто-то перевезет. Надо смело плыть в Царствие Божие. Преодолевая на пути к нему страсти трудности и неприятности, мы укрепляемся и совершенствуемся. Пусть Господь Дух Святой просветит и укрепит нас в этом житейском плавании», – заключил митрополит Варсонофий.

Настоятель поблагодарил архипастыря за любовь, молитву, слова назидания и преподнес икону покровителя храма – святого Архистратига Михаила и букет цветов.

Михайловский собор был построен в память 300-летия царствования Дома Романовых в 1914 г. по проекту Александра Миняева. В 1932 г. был закрыт и разграблен. Возвращен Церкви в 1988 г., центральный придел был вторично освящен в 1992 г.

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Он был установлен Церковью в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим. Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, поэтому Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он – источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын. Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и Рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с Учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин. 15, 26).