Новости Екатеринбургской митрополии

10 Апреля 2011

Святой Марк, память коего совершается сегодня, был ревностным к поддержанию веры и благочестия епископом в г. Арефусе сирийском. Пользуясь благоприятным отношением к христианам императора Константина Великого, давшего некоторым епископам, между прочим, и право разорять языческие капища, он разрушил капище, бывшее в г. Арефусе. За это епископ Марк жестоко пострадал впоследствии, когда язычники снова вошли в силу при богоотступнике императоре Юлиане.

В силу указа, изданного Юлианом, о том, чтобы идольские капища, разоренные христианами, были воздвигнуты разорившими их, от епископа Марка, тогда уже престарелого и всеми чтимого за святую жизнь его, потребовали денег на восстановление разрушенного им в царствование Константина капища. Старец отвечал, что у него нет денег, но что если бы они даже и были, то он все-таки ничего не дал бы на восстановление капища... При этом он не допустил внести за себя деньги и другим христианам, пожелавшим спасти старца от истязаний, которым он мог подвергнуться за сопротивление властям, требовавшим исполнения указа императора.

Тогда епископ Марк был предан жестоким истязаниям. Его беспощадно били, волочили с поруганием по улицам, забрасывали каменьями, терзали тело его ножами и замучили до полусмерти. О страданиях его свидетельствует святой Григорий Назианзин, а Феодорит сообщает, что жители Арефуса, пораженные его необычайным терпением среди страданий, устыдились своей жестокости, и многие из них признали себя покорными овцами своего пастыря... Преподобный епископ Марк мирно скончался в глубокой старости.

Братия и чада о Христе Иисусе, Господе нашем! Как думается вам, отчего ныне прославляемый преподобный Марк, краткий очерк жития коего мы предложили вашему вниманию, не хотел, чтобы избежать страданий, что-либо дать из своих средств или из предлагаемых ему его почитателями на восстановление языческого капища? Оттого, думаем мы, что он считал язычество гибельным и нечестивым заблуждением, как, напротив, нашу Православную христианскую веру единственно истинною, благодатною и спасительною. Вот почему никакие страдания не могли заставить его в ущерб христианской вере содействовать восстановлению капища языческой религии, которую он считал ложной, нечестивой и душевредной во всех отношениях.

Да, исповедуемая нами вера есть единственно истинная, благодатная и душеспасительная вера.

Исповедуемая нами вера есть самая истинная Христова вера. Это видно из того, что все догматы ее основаны на божественном учении Самого Иисуса Христа; ее проповедовали ближайшие ученики Христовы — апостолы, ее утвердили на соборах и в писаниях своих святые отцы и учители древней Христовой Церкви, ее исповедовали пострадавшие за нее мученики и сонм других праведников, обитающих ныне на небе. В нашем отечестве ее насадили и возрастили, при помощи Божией, православные греческие пастыри, из коих многие отличались великим благочестием и святостью жизни; главным из них был святой Михаил, первый митрополит Киевский, нетленно почивающий в Киево-Печерской лавре. Такие верные служители Божии, очевидно, не могли учить наших предков неправой вере и, конечно, никому не дозволяли вносить в их чистое учение какие-нибудь суемудрия, — они право правили слово истины (2 Тим. 2, 15).

Будучи истинной верой Христовой, исповедуемая нами вера есть благодатная. Она благодатна не только потому, что по вере нашей в священных таинствах нашей Святой Церкви подается нам благодать или сила Божия, необходимая в духовной и телесной нашей жизни по естественной нашей немощи для совершения нашего спасения (Деян. 2, 38; 2 Кор. 12, 7), но и потому, что милосердый Бог по усердным молитвам нашим, возносимым к Нему с искренней верой, подает нам все потребное в наших нуждах (Мф. 21, 22; Мк. 9, 23). Это, я думаю, испытал на себе каждый истинно православный христианин; это показывают разные благодеяния, оказанные Богом России в трудных ее обстоятельствах по молитвам нашей Церкви и верных чад ее; это подтверждают и чудеса, многократно бывшие и доселе совершающиеся в нашем отечестве над больными по молитвам верующих, чего свидетелями были, без сомнения, многие.

А что наша вера душеспасительна, — явным свидетельством этого служат сонмы апостолов, пророков и мучеников и многих других святых Божиих. Поэтому в нашей Церкви, хотя и есть, к сожалению, грешники, не пекущиеся о своем спасении, но это зависит от них самих, а не от веры Православной.

Что же мы, братия, должны делать, сознав, что мы по милости Божией владеем такой верой? Очевидно, должны вседушно благодарить Господа, что Он сподобил нас исповедовать такую веру, и свято хранить ее, как великий дар Божий и священное наследие наших предков, без всякого изменения ее и уклонения от нее, притом жить так, как она требует, ибо не всякий именующий Меня Господом, — говорит Спаситель, — внидет в Царствие Небесное, а только исполняющий волю Отца Моего (Мф. 7, 21), т.е. благочестивый и добродетельный христианин. Аминь.